Text (PDF):
Read
Download
В современных условиях обеспечения населе- ния «здоровыми», качественными и безопасными продуктами питания актуально рассматривать пер- спективы инновационного развития отраслей пи- щевой промышленности и общественного питания на основе создания новшеств с учетом результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и домини- рующей роли инновационной среды. Научное со- общество как ядро инновационной среды для инно- вационной деятельности (ИД) является самостоя- тельно организованной структурой, объединяет ученых в социальные группы на основе стандартов профессионального поведения (этос науки), вклю- чая принципы этики. Для более дифференцирован- ных объединений к принципам объединения можно отнести: общность образования, специализации и научных интересов; единые научные положения, метафизические принципы, ценности, образцы дея- тельности или парадигмы. Этос научного сообщества практически не име- ет нормативно-правового обеспечения в юридическом представлении, он имеет морально- нравственные основы и руководствуется сформированными традициями. Поэтому базис ИД - инновационная культура в широком смысле, которая в сфере обеспечения населения здоровым питанием формируется в том числе и на основе культуры питания. Объекты и методы исследования Объектами исследования в работе являлись: процесс научно-инновационной деятельности (НИД) в сфере питания и его составляющие - инновационная среда и инновационная сфера; меха- низм формирования инновационной среды, его элементы и функции. Для проведения исследования использованы ме- тоды: анализ, синтез, обобщение и систематизация. Введение Одним из важнейших условий перехода экономики на инновационный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах достаточного коли- чества квалифицированных специалистов. Это спе- циалисты, которые способны обеспечить продви- жение результатов научных исследований и разра- боток на рынок наукоемкой продукции и использовать их результаты в инновациях. Экономически развитые страны уделяют этому вопросу достаточ- но внимания, так как считают это направление приоритетным. В США, например, направляют на развитие всех форм образования, в том числе и предпринимательского, больше средств, чем на военные расходы. Анализ научно-технической ли- тературы показывает, что в России недостаточно подготовленных квалифицированных кадров для инновационного бизнеса, прежде всего экспертов и организаторов. В странах Организации экономиче- ского сотрудничества и развития, например, на од- ного ученого приходится 10 менеджеров, своевре- менно отбирающих, патентующих и продвигающих перспективные научно-технические достижения и разработки, тогда как в России на одного техно- логического менеджера приходится 11-12 ученых [1, 2]. Зачастую менеджеры, работающие на рынке, не имеют системных знаний в области интеллектуаль- ной собственности, ее правовой охраны и коммер- ческого использования результатов исследований и разработок, ограничены представления о жизнен- ном цикле (ЖЦ) высокотехнологичного продукта (услуги), стратегии наукоемкого бизнеса, эксперти- зе и управлении инновационными проектами (ИПр) и программами. Весьма эффективным инструментом повышения квалификации кадров является обмен опытом. В отличие от дополнительного образования, являю- щегося по большей части теоретическим, обмен опытом носит практический характер. На выстав- ках, научно-практических конференциях и других аналогичных мероприятиях специалисты получают возможности не только представить собственные разработки, но также изучить конкретные приемы и методы организации и ведения успешного науко- емкого (инновационного) бизнеса. В России еще недостаточно используется по- тенциал малого и среднего бизнеса, одна из задач которого формирование кадрового потенциала для развития национальной инновационной системы. При явно выраженном комплексном подходе к ор- ганизации поддержки инновационной деятельности система отечественной государственной поддержки инновационной сферы имеет свои достоинства и недостатки [3]. Целью исследований явилось опре- деление роли и места инновационной среды и ин- новационной сферы в инновационной деятельности организаций и предприятий, в том числе предприя- тий сферы питания; выявить и описать элементы и функции механизма формирования инновационной среды в региональных условиях. Результаты и их обсуждение С учетом ИД научных, научно-образовательных организаций (НОО) и предприятий пищевой промышленности и общественного питания в условиях региона формируется принципиальная схема инно- вационной среды и инновационной сферы (рис. 1). Основу творческого коллектива инновационной среды составляют ученые, исследователи, изобре- татели и т.п. Однако с целью развития ИД в твор- ческий коллектив включают специалистов произ- водства, малых и средних предприятий (МСП), ма- лых инновационных предприятий (МИП), инфра- структуры ИД с учетом государственного регули- рования НИД. На этой основе формируется интегрированный процесс организации работы специалистов разных сфер знаний в виде научно-инновационной дея- тельности для исследований, проектирования нов- шеств, разработки ИПр и программ с целью транс- формации новшеств в нововведения. В инноваци- онной сфере доминирует производство и потреби- тель новых товаров (НТ) и услуг. Государственное регули- рование научно- инновационной деятель- ности НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ - университеты, вуз, НИИ Малые инновационные предприятия (МИП) ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА ИННОВАЦИ- ОННАЯ СРЕ- ДА - ТВОРЧЕ- СКИЕ КОЛ- ЛЕКТИВЫ Инфраструктура ИД - технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п. ПРОИЗВОДСТВО - крупные предприятия, ассоциации ПРОИЗВОДСТВО - малые и сред- ние предприятия (МСП) Рис. 1. Принципиальная схема инновационной среды и инновационной сферы для развития инновационной деятельности В стратегии экономики, основанной на знаниях (инновационной экономики, экономики знаний), основой социально-экономического развития от- раслей жизнедеятельности общества является ин- теллектуальный капитал (ИК). Это знания, навыки, опыт специалистов и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки, и другая интеллекту- альная собственность (ИС), что используется с це- лью получения социального эффекта и экономиче- ской эффективности инновационных проектов и программ, а также других технико-техноло- гических и организационно-экономических резуль- татов. Для развития отраслей общества применяются достижения в научно-технической сфере, кото- рые создают интеллектуальный капитал и органи- зуют процесс техновещественного развития объек- тов и систем на основе организации НИД, что акту- ализирует формирование и развитие инновацион- ной среды в виде творческих коллективов специа- листов разных сфер знаний. Научно-инновационная деятельность (НИД) ос- нована на организации логико-познавательного процесса (логико-когнитивного подхода к ИД) спе- циалистов разных сфер знаний с целью разработки и реализации ИПр и программ для создания произ- водства новых товаров и услуг в условиях региона и отрасли. Авторами дается определение инновационной среды и инновационной сферы [4]. Инновационная среда - это активные участни- ки и специалисты ИД, новаторы, объединенные инновационной политикой, механизмами, страте- гиями развития отраслей, организаций и предприятий для повышения качества жизни на основе орга- низации и осуществления процесса материализации достижений науки и техники для удовлетворения потребительского спроса. ИД объединяет разработ- чиков новаций, структуры, обслуживающие про- цесс их распространения, производителей и потре- бителей новых товаров. Области деятельности ин- новационной среды осваиваются по частям, при этом имеются приоритеты для ИД, что определяет- ся актуальностью, оценкой перспектив, эффектив- ностью и эффектом разработки и реализации инно- вационных проектов и программ. Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Это сфера потребле- ния результатов НИД, которые прошли период апробации, снятия рисков инновационного проекта и могут рассматривать как завершение третьей ста- дии ИД и начало этапа инновационной диффузии. Инновационная сфера обеспечивает инновацион- ную среду необходимой информацией для ИД. Успешная инновация (конечный результат ИД) представляет собой решение проблемы покупателя, то есть задача инноватора - предложить конкурен- тоспособный товар с определенной потребитель- ской ценностью. Отсюда применительно к иннова- ционному развитию управление качеством является составляющей успеха инновации. Цель инновационной среды - эффективное раз- витие НИД и социально-экономическая результа- тивность инновационных проектов и программ. Цель инновационной сферы - инновационное развитие организаций и предприятий на основе результатов инновационной деятельности творче- ских коллективов в условиях региона и отрасли. Инновационная среда и инновационная сфера формируются на основе интеллектуального капита- ла участников ИД и необходимы для разработки новых технико-технологических и организационноэкономических решений, обоснованных перспектив актуальных инновационных проектов и программ с учетом оценки рисков и потребительского спроса. Деятельность специалистов инновационной среды в рамках стратегии развития инновационной сферы направлена на решение трех основных задач: определить тематическую направленность и отраслевые цели и задачи для ИД на основе когни- тивных потребностей и потребительских ценностей жизнедеятельности человека; оценить инновационные потенциалы участни- ков ИД (вузов, научных организаций, предприятий, в том числе малого бизнеса, малых инновационных предприятий), что определяет выбор граничных региональных и отраслевых условий; разработка и реализация актуальных иннова- ционных проектов и программ с учетом оценки рисков. Для анализа подходов к разработке и организа- ции производства новых продуктов в условиях ИД организаций и предприятий отраслевых сфер акту- альна оценка инновационных проектов показателя- ми эффективности (экономический результат) и эффекта - новые потребительские свойства про- дукта (профилактические, лечебные и др.). Актуальность формирования инновационной среды в условиях региона определяет задачу по- вышения эффективности ИД на основе государственной поддержки для повышения конкурентоспособности отечественного производства и разви- тия научно-технической сферы (НТС). Цель инновационной среды - эффективное раз- витие ИД и социально-экономическая результатив- ность. Цель инновационной сферы - содействие и участие в инновационном развитии организаций и предприятий на основе ИД творческих коллективов в условиях региона, отрасли. Механизм формирования инновационной сре- ды предназначен для развития ИД в региональных условиях на основе оценки инновационного потен- циала (ИП), возможностей как базы для разработки и реализации инновационных проектов, в том чис- ле для сектора малых инновационных предприятий (МИП). Его элементы основаны на научном и про- изводственном потенциалах для ИД и на государ- ственных программах развития ИД. Эти элементы систематизированы и базируются на модели това- родвижения НП в процессе «от идеи до потребите- ля», являются необходимым условием формирова- ния и развития инновационной среды в регионе. На основе инновационной среды формируется и раз- вивается система управления инновационным раз- витием (СУИР) организаций и предприятий, секто- ра МИП в условиях региона и отрасли. Она осно- вывается на методах, методиках, инструментариях, синтезированных подходах к управлению в зако- номерности инновационного цикла (ИЦ), что обра- зует логико-когнитивный подход к ИД (логико- познавательный) [5, 6]. Основные элементы механизма формирования инновационной среды (табл. 1) основаны на зако- номерности инновационного цикла, что обеспечивает его варианты в зависимости от аспектов и факторов ИД в условиях региона и отрасли. Инноваци- онное развитие организаций и предприятий опре- деляет актуальность управления этим сложным процессом на основе логико-когнитивного подхода к ИД. Благоприятным условием ИД является инновационная среда, интегрированная с произ- водством. Таблица 1 Элементы механизма формирования и развития инновационной среды № Элементы механизма 1 Государственные программы поддержки и развития ИД с участием творческой молодежи в региональных усло-виях, программы государственного фонда 2 Программа развития инфраструктуры ИД в условиях региона и ее реализация в конкретной отрасли - сферапитания (АПК, пищевая и перерабатывающая промышленность, общественное питание) 3 Создание и развитие системы студенческих научных обществ (СНО), советов молодых ученых (СМУ), студен-ческих творческих коллективов (СТК), молодежных инновационных коллективов (МИК), малых инновацион- ных предприятий (МИП) на базе вузов, научных организаций, научного сообщества в условиях региона 4 Обеспечение здорового питания для молодежи, населения в целом. Разработка и реализация инновационныхпроектов, отличающихся созданием новых продуктов, в том числе на основе натурального сырья, и подготовка специалистов для их производства и реализации в МИП 5 Престиж ИД в обществе. Организация благоприятных условий для создания новаций и трансформации их винновации, формирование рынка интеллектуальной собственности (ИС), технологий и т.п. 6 Система управления инновационным развитием (СУИР) организаций и предприятий, сектора МИП в условияхрегиона на основе системы оценки инновационного потенциала, синтеза, формирования тематических иннова- ционных кластеров, разработка инновационных программ - комплекс инновационных проектов Задача оценки на ранней стадии разработки ин- новационного проекта - оценка перспектив инно- вационных идей и проектов творческих коллекти- вов. Для этого актуальна оценка инновационной идеи и/или проекта в целом на основе разработки сценариев развития технико-технологического об- раза (ТТО) и организационно-экономического об- раза (ОЭО). Эти сценарии характерны наличием неопределенностей, поэтому сценарий каждой идеи для ИД строится на основе неявных знаний, транс- формируемых с вариантной вероятностью в явные знания, что осуществляется на базе оценки влияния факторов ИД. На этой основе разработка инновационного проекта включает: на начальной стадии разра- ботку концептуального технико- технологического образа нового продукта, тех- нологии, услуги (1 стадия ИД); разработку кон- цептуального организационно-экономического образа плана производства нового товара (2 ста- дия ИД). Апробация полученных результатов (3 стадия ИД) обеспечивает выявление недостатков инновационного проекта и их устранение (если возможно). В итоге этот процесс от разработки новшества (новации) до создания нововведения (инновации) обеспечивает инновационный про- ект с заданной потребительной ценностью нового товара (НТ) для применения и тиражирования на этапе инновационной диффузии. Управлению развитием характерно решение ос- новных задач: определение целей и задач развития региона, отрасли, предприятий и научных организаций, предприятий сектора МИП; достижение обоснованно определенных целей и задач инновационной деятельности. Управление инновационным развитием, направленное на создание конкурентоспособных производств и совершенствование действующих путем внедрения научно-технических, организаци- онно-экономических и других достижений науки и техники, предусматривает систему управления этим процессом. Поэтому ИД необходимо рассмат- ривать как источник новаций и инноваций. Обоснование целей, задач ИД и их достижение основывается на методах, методиках, инструмента- риях, систематизированных подходах к управлению в закономерности ИЦ. Достижение этих целей и задач осуществляется эффективно в инфраструк- туре ИД, которая обеспечивает взаимодействие участников развития в виде инновационных проектов. Эффективность инновационных проектов в условиях наличия неопределенностей зависит от обоснования целей и задач. Поэтому механизм формирования инновационной среды в условиях региона основан на задачах развития научно- инновационной деятельности и имеет соответству- ющие основные функции (табл. 2). Механизм формирования инновационной среды в условиях региона и отрасли основан на развитии ИД как процесса формирования специалистов, ее образующих и выполняющих разработку и реализацию инновационных проектов и программ. Функции основных элементов механизма опреде- ляют актуальность вариантных подходов к управ- лению в закономерности инновационного цикла с учетом управления знаниями. Отсюда для развития ИД в отраслях необходимо формирование инновационной среды как источни- ка перспективных разработок, инновационных идей и проектов, приоритетных для вузов в региональ- ных условиях, которые значимо обеспечивают их наличие и эффективность. Создание на основе си- стемы «наука и образование - производство - ры- нок» непрерывной цепочки экономического разви- тия МИП («инновационный проект», «УМНИК», «СТАРТ» и др.) ведет к увеличению инновацион- ного сектора экономики в регионах. Таблица 2 Функции механизма формирования и развития инновационной среды № Функции механизма Результат 1 Анализ аспектов развития ИД, элементов системы «НОО - предприятия (в том чис-ле МИП) - рынок» приоритетно на основе государственных программ с учетом по- тенциалов отраслевых сфер и государственно-частного партнерства Развитие ИД на основе госре-гулирования 2 Факторы развития ИД: инновационная идея; кадры инновационной сферы; спрос нановые продукты (НП), новые товары; поддержка ИД: моральная; мотивационная; финансовая и др.; интеграция участников ИД; программы развития творческой дея-тельности молодежи; высокий имидж ИД; здоровый образ жизни специалистов (здо-ровое питание); закономерность инновационного цикла Разработка идеи для ИД сучетом условий разработки и реализации инновационногопроекта на стадиях ИД 3 Организация НИД на основе оценки инновационного потенциала как основа разработ-ки, апробации и реализации инновационных проектов. Уровень инновационной куль- туры. Оценка инновационного потенциала МИП, творческого коллектива, СТК, МИКпо стадиям ИД (ТТО, ОЭО, синтез в виде инновационного проекта, апробация) Разработка основных положе-ний проекта с учетом отрас- левых сфер в условиях регио-на 4 Финансирование заявки ранней стадии инновационного проекта (ИПр). Государствен-ное регулирование ИД в процессе НИД «от идеи до потребителя», программы под- держки инновационных проектов и программ Поддержка программ фонда ирегиона 5 Финансирование инновационного проекта в рамках НИД на основе механизма -государственно-частное партнерство, а также привлечение вариантных источников инвестиций Программы фонда, региона,инвестиции частные 6 Апробация инновационных проектов. Маркетинговое исследование потребитель-ского спроса и его формирование на основе новых потребительских свойств. Произ- водство новых товаров, технологии, опытная партия, ее исследование Апробированный инноваци-онный проект имеет цену на рынке 7 Производство новой продукции (технологии, услуги), развитие инновационнойдиффузии (ИДиф). 3 этап ИЦ, серийное производство новых товаров (НТ), освоение рынка НТ. Конкурентоспособный товар Обеспечение спроса рынкановыми товарами С позиции менеджмента инновационной де- ятельности инновационная среда рассматривает- ся как сочетание внутренних и внешних участников инновационного процесса. Наличие внешних участников инновационной среды образует инно- вационную сферу. Ближнее (микро) и дальнее (макро) окружение инновационного процесса ока- зывают прямое (микро) и косвенное (макро) влия- ние на условия ИД и его результаты. Основные элементы инновационной среды и инновационной сферы: разработчик новшеств (новаций), рынок ин- теллектуальной собственности, технологий и технологический, достижения науки и техники, новации и инновации, венчурные технологии; товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, предприятия, которые выступают в качестве потребителя новшеств и нововведений; инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; соответствующая инфраструктура, позволяю- щая содействовать ИД и решать возникающие в этом процессе проблемы. Внимание менеджмента уделяется инновационной среде, в формировании которой отмечается возрастающая роль умения организовывать процесс получения знаний и трансформации их в товар, имеющий спрос на рынке. Выводы Таким образом, инновационная среда определяет эффективность научно-инновационной деятельности, актуализирует мероприятия организаций и предприятий в условиях региона для разработки инновацион- ных проектов и программ на основе государственного регулирования и поддержки с учетом оценки их ин- новационного потенциала (возможностей) как обос- нование перспектив участия в процессе развития ин- новационной деятельности.