ANALYSIS OF FOOD BEHAVIOUR OF PUPILS IN THE CITY OF YEKATERINBURG
Abstract and keywords
Abstract (English):
Food behavior of elementary, middle and senior forms pupils of Yekaterinburg is considered. The authors car-ried out the assessment of the actual nutrition of school children. The main food preferences, the satisfaction degree with all types of food, the extent of providing with hot meals are studied. The analysis of staple food products consumption in comparison with physiological norms is carried out.

Keywords:
Food behavior, diets, providing with food, preferences, school children, physiological norms.
Text
Text (PDF): Read Download

 

Введение

В настоящее время имеются многочисленные данные о связи характера и структуры питания с распространенностью некоторых алиментарно-зави­симых заболеваний у детей школьного возраста, в том числе заболеваниями ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, железодефицитной анемией, сахарным диабетом, ожирением [1].

Состояние питания различных групп населения России оценивается по данным Госкомстата, а также научно-исследовательских институтов, занимаю­щихся проблемой питания. Установлено, что по­следние 20 лет имеет место существенное ухудшение в структуре питания школьников и, как следствие, резкий рост заболеваний, связанных с этим.

 

Объекты и методы исследования

Объектами исследования являлись суточные ра­ционы и вкусовые предпочтения учащихся млад­ших, средних и старших классов семнадцати МОУ СОШ Екатеринбурга, в том числе № 167, 144, 46, 99, 2, 5, 138 (всего 1532 учащихся). Исследования были проведены в период сентябрь – май 2009–2010 гг. с применением потребительских дегустационных ме­тодов анализа, методов частотного анализа и марке­тинговых методов исследований: опросно-анкетного и личного интервью.

 

Результаты и их обсуждение

Для обеспечения обучающихся здоровым пита­нием, составными частями которого являются опти­мальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологи­чески технологическая и кулинарная обработка про­дуктов и блюд, физиологически обоснованный ре­жим питания, разрабатываются рационы питания. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фикси­рованного отрезка времени. На основании сформи­рованного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинар­ных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изде­лий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) [1].

Распределение в процентном отношении энерге­тической ценности по приемам пищи учащихся средних и старших классов в МОУ СОШ представ­лено в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Распределение энергетической ценности рациона

по прие­мам пищи обучающихся

в образовательных учреждениях [2]

 

Прием пищи

Доля суточной потребности

в пищевых веществах и энергии, %

Завтрак в школе (первая смена)

20–25

Обед в школе      

30–35

Полдник

в школе       

10

Итого        

60–70

 

В меню должно учитываться рациональное рас­пределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. При одно-, двух-, трех- и четырехра­зовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно со­ставлять: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 % (для обучающихся во вторую смену – до 20–25 %), ужин – 25 %. При круглосуточном пребывании обу­чающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20 %, обед – 30–35 %, полдник – 15 %, ужин – 25 %, второй ужин – 5–10 %. При организации шестиразового пи­тания: завтрак – 20 %, второй завтрак – 10 %, обед – 30 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %, второй ужин – 5 %. Допускается в течение дня отступление от норм ка­лорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышепе­речисленным требованиям по каждому приему пищи [1].

В суточном рационе питания оптимальное соот­ношение пищевых веществ – белков, жиров и угле­водов – должно составлять 1:1:4, или в процентном отношении от калорийности как 10–15, 30–32 и      55–60 % соответственно, а соотношение кальция к фосфору как 1:1,5 [2].

Авторами была проведена оценка фактического питания школьников средних классов Екатеринбурга на основании опросно-анкетного анализа количества потребляемой пищи за определенный временной пе­риод. Для обработки данных был использован метод частотного анализа питания человека, при котором проводится сбор и обработка данных о потреблении пищи и анализ риска развития алиментарно-зависи­мых заболеваний. Были изучены основные стерео­типы пищевого поведения школьников: разработана и подготовлена анкета, учитывающая специфику вы­бранной группы (школьники средних классов), по­зволяющая получить «картину особенностей пита­ния».

Для выявления изучения структуры питания де­тей школьного возраста проведен анализ потребле­ния основных продуктов питания в сравнении с фи­зиологическими нормами. Типичные (не менее 1/3 респондентов) профили потребления представлены на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Анализ потребления пищевых продуктов школьниками по результатам опроса: 1 – хлеб и хлебобу­лочные изделия, каши, макаронные изделия; 2 – картофель; 3 – овощи и бахчевые; 4 – фрукты и ягоды; 5 – мясо и мя­сопродукты; 6 – рыба; 7 – молоко и молочные продукты; 8 – сахар и кондитерские изделия

 

Из рисунка видно, что основным отклонением от нормы является избыточное употребление карто­феля, хлебобулочных и кондитерских изделий, не­достаточное – фруктов, овощей, рыбы.

Проведенные среди школьников Екатеринбурга исследования выявили значительные нарушения в питании детей и подростков. Только 12 % учеников всех возрастов постоянно соблюдают режим пита­ния, а 41 % школьников нарушают его систематиче­ски. У каждого третьего школьника выявлен сущест­венный недостаток в рационе питания основных продуктов, таких как мясо, молоко, масло сливочное, масло растительное, фрукты, овощи – эти продукты они употребляют 2–3 раза в неделю и реже, значите­лен дефицит рыбы, которую каждый третий школь­ник получает в пищу реже одного раза в неделю. На рис. 2 проиллюстрированы пищевые предпочтения школьников средних классов.

 

 

Рис. 2. Ранг пищевых предпочтений школьников, % от числа опрошенных: 1 – фастфуд; 2 – мучные кондитерские изделия; 3 – напитки (соки, безалкогольные газированные напитки, коктейли); 4 – молочные продукты (творожки, йогурты и др.); 5 – фрукты; 6 – другое

 

Из рис. 2 видно, что на первом месте в рейтинге предпочтений у детей младшего и среднего школь­ного возраста находятся кондитерские изделия (31 %), а у подростков – фастфуд (23 %). Второе место в обеих возрастных группах занимают мучные конди­терские изделия (18 %); напитки, в том числе газиро­ванные, находятся на третьем месте (8 %). Замена горячего питания буфетной продукцией в школе ве­дет к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ и уменьшению усвое­ния пищи.


Согласно данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека по Свердловской об­ласти, в Орджоникидзевском и Железнодорожном районах Екатеринбурга [3] охват организованным горячим питанием в 2010 году составил 98,7 % школьников, что на 1,5 % выше уровня 2009 года. В том числе 20,2 % школьников получали двухразовое питание (в 2009 году – 17,3 %), 2,3 % – трехразовое питание, что составляет уровень 2009 года. На рис. 3 приведена динамика охвата школьников всеми ви­дами питания.

 

 

Рис. 3. Динамика охвата школьников всеми видами питания, %

 

Охват организованным горячим питанием уча­щихся начальных классов сохранился на высоком уровне, составил 99,8 %, учащихся средних классов – 92,3 %, что на 2 % выше уровня прошлого года; среди старших классов увеличился на 6 % и составил 89,6 %.

В 2010 году число детей, питающихся только че­рез буфеты, уменьшилось по сравнению с 2009 го­дом на 0,3 % и составило 2,8 %, в основном это уча­щиеся 10–11 классов.

Наиболее высокий процент охвата школьников горячим питанием наблюдается в образовательных учреждениях Верх-Исетского района (98,8 %), наи­более низкий – Орджоникидзевского района (95,5 %). Однако учащиеся среднего и старшего звена из-за недостаточной суммы доплаты родителей за­частую получают не полноценное горячее питание, а только горячий завтрак.

По сравнению со школьниками Российской Фе­дерации школьники Екатеринбурга обеспечены го­рячим организованным питанием гораздо выше (рис. 4). Достаточно высокий процент обеспечения орга­низованным питанием школьников в Свердловской области, в том числе в Екатеринбурге, достигнут за счет финансирования из регионального и муници­пального бюджетов. В соответствии с Постановле­нием Правительства Свердловской области    № 535-ПП от 20.06.2006 г. (в ред. от 15.10.2009 г.) различ­ные виды дотаций на питание в размере           от 10 до 60 руб. получили более 95,5 % школьников Екатерин­бурга. В среднем сумма дотации в 2010 году для на­чальных классов составила 32,1 руб., для других льготных категорий учащихся – 33,3 руб.       (от 21 до 54 руб.).

Проведенные исследования показали, что режим питания школьников Екатеринбурга имеет отклоне­ния от физиологически обоснованных норм, а пище­вое поведение не обеспечивает поступления биоло­гически ценных пищевых веществ и энергии с пи­щей.

 

Рис. 4. Сравнительный анализ обеспечения горячим питанием школьников РФ и Екатеринбурга [3]

 

Средняя кратность приемов пищи современного школьника – (3,6±0,2) раза в сутки. В структуре су­точных рационов питания удельный вес пятиразовых приемов пищи составляет (8,8±1,1) %, четырехразо­вых – (32,8±1,8) %, почти половина школьников пи­таются три раза в день – (49,3±1,5) %, два раза в день питаются около 10 % детей Екатеринбурга (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Доли кратности приемов пищи школьниками

 

У каждого пятого опрашиваемого учащегося средних и старших классов перерыв между прие­мами пищи имеет продолжительность от 5 до 8 ча­сов. Пониженная кратность приемов пищи может свидетельствовать о нарушении режима питания со­временных школьников. Каждый третий прием пищи происходит всухомятку и состоит преимущественно из бутербродов, хлебобулочных и кулинарных изде­лий.

Кратность потребления отдельных продуктов и блюд, как правило, зависит от гигиенической гра­мотности и финансовых возможностей родителей, организаторов школьного питания и пищевых пред­почтений детей. Авторами проведен опрос методом анкетирования о частоте потребления основных про­дуктов питания школьниками средних классов Ека­теринбурга, результаты приведены в табл. 2. Полу­ченные данные свидетельствуют о том, что среди де­тей школьного возраста отсутствует стабильный сегмент детей, питающихся регулярно, с рациональ­ной кратностью, и имеющих все необходимые приемы пищи. Множественные нарушения режима питания могут способствовать возникновению и хронизации алиментарно-зависимых заболеваний. Так как пропущенные приемы пищи у детей в даль­нейшем не восполняются, можно прогнозировать развитие дефицита пищевых веществ и энергии, не­обходимых для роста и развития ребенка.

 

 

Таблица 2

 

Частота потребления основных продуктов питания

школь­никами Екатеринбурга на основании

опросно-анкетного анализа (раз в день на 1 ребенка)

 

Группа продуктов

Все дети

Мальчики

Девочки

Хлебобулочные изделия,

макаронные,

крупяные изделия

3,39

3,54

3,23

Мясо,

мясопродукты

0,99

1,03

0,95

Молоко и молочные продукты

0,86

0,92

0,80

Напитки (газиро­ванные напитки, чай, кофе)

2,34

2,43

2,25

Соки, фрукты

0,54

0,45

0,58

Овощи, картофель

0,82

0,83

0,81

Рыба,

морепродукты

0,16

0,15

0,17

Яйца

0,14

0,15

0,12

Сахар и кондитер­ские изделия

3,26

3,42

3,10

Масло растительное / сливочное, жиры

0,59

0,62

0,56

 

В среднем в суточном рационе школьников при­сутствуют все основные группы продуктов, но наи­более часто в питании присутствуют хлебобулочные изделия – 3,39 раза в день, занимающие первое ран­говое место. На втором месте – сахар и кондитерские изделия – 3,26 раза в день,  на третьем месте – на­питки (газированные напитки, чай, кофе) – 2,34 раза в день при пониженной кратности потребления про­дуктов – источников незаменимых нутриентов. В ра­цион школьника рыба включается раз в 3–5 дней. Мясопродукты присутствуют в рационе в среднем один раз в день. Настораживает, что около половины – это сосиски и пельмени, содержащие нитриты, способные оказывать вредное воздействие на здоро­вье при частом употреблении в пищу.

После хлебобулочных и мучных кулинарных из­делий достаточно часто школьниками средних и старших классов употребляется вареный и жареный картофель – 0,45 раза в день.

Гендерные различия показателей частоты по­требления продуктов наибольшим образом выра­жены в отношении фруктов, соков и рыбных продук­тов, которые мальчики едят реже, чем девочки, и в отношении яиц и молочных продуктов, которые мальчики едят чаще.

Таким образом, режим питания и частота потреб­ления биологически ценных продуктов в питании школьников младших, средних и старших классов Екатеринбурга в объеме проведенных исследований не соответствуют санитарным правилам и нормам и нуждаются в коррекции.

 

 

References

1. Drozdova, T.M. Fiziologiya pitaniya: uchebnik / T.M. Drozdova, P.E. Vloschinskiy, V.M. Poznyakovskiy. - Novosi-birsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2007. - 352 s.

2. Gigienicheskie trebovaniya k kachestvu i bezopasnosti prodovol'stvennogo syr'ya i pischevyh produktov: SanPiN 2.3.2.1078-01: utv. Gl. san. vrachom RF 14.11.01: vvod v deystvie s 01.07.02. - M.: FGUP «InterSEN», 2002. - 168 s.

3. Oficial'nyy sayt territorial'nyh otdelov Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere zaschity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka po Sverdlovskoy oblasti v g. Ekaterinburge [elektronnyy resurs] / http://ekb.66.rospotrebnadzor.ru


Login or Create
* Forgot password?