EFFECT OF LEGALIZATION OF AGRICULTURAL LAND PLOTS ON REGIONAL BUDGET
Rubrics: FINANCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The Russian Federation has a great number of land plots to be used for a particular purpose, which depends on the category and type of the land. Agricultural land plots are of particular importance for the regional economy because they are subject to the local tax, established by the municipalities, i.e., land tax makes up a significant share of local budget revenues. Prompt and correct accounting of agricultural land improves the local budget. The authors determined the area of agricultural land in the Kemerovo Region and calculated the budget effect from their use. They also identified the potential income to the regional budget. The appropriate land measurement and classification proved to have a positive impact on the budget of the Kemerovo Region. The article contains an assessment of potential tax fees to the budget of the Kemerovo Region, as well as the amount of fines for irrational or improper use of agricultural lands.

Keywords:
economic effect, tax revenues, cadastral value, land tax, agricultural lands, unclaimed land plots, fines
Text
Text (PDF): Read Download

Состояние, развитие и производственные возможности современной экономики находятся в прямой зависимости от наличия и качества имеющихся в ее распоряжении ресурсов или факторов производства.

Современная экономическая теория определяет пять факторов производства, одним из которых выступает земля. В качестве фактора производства землю можно рассматривать как источник ресурсов природного происхождения (произрастающая на ней растительность, почва, пресная вода, все виды полезных ископаемых и т.д.) и как непосредственно земельный участок [1].

Если опираться на то, что земля как фактор производства – это, прежде всего, непосредственно земельные угодья, то важнейшими характеристиками будут выступать географическая точка (где находится земля) и качество земли, то есть насколько плодородна почва для использования, будет ли она производительной с точки зрения объема собираемого на ней урожая [2].

Рынок земли – это частный пример рынка факторов производства. Совокупный спрос на землю состоит из спроса на земли сельскохозяйственного назначения и спроса на земли несельскохозяйственного назначения [3].

На территории Российской Федерации располагаются земельные угодья разных видов в очень обширных масштабах [4]. Все земельные участки, принадлежащие государству, должны эксплуатироваться исключительно по целевому назначению, которое определено той категорией и видом разрешенного использования, к которым относится тот или иной земельный участок.

Важнейшее значение для экономики из всех масштабов земель представляют земли сельскохозяйственного назначения. Такие земли сельскохозяйственного назначения для современной экономики представляют собой наибольшую ценность, по двум причинам:

- это объекты недвижимого имущества;

-это продуктивные участки земельного фонда [5].

Особенностью данной категории земель является необходимость их использования исключительно в соответствии с целевым назначением.

Обратившись к п. 1 статьи 77 Земельного Кодекса РФ[1] от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024), можно увидеть, что земли сельскохозяйственного назначения – это та категория земель, которая расположена вне границ населенных пунктов и используемая для целей и нужд сельского хозяйства [4].

Порядок использования каждой из категорий земель приведен в Земельном Кодексе РФ и в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ.

Вид разрешенного использования выбирает собственник земли на основании ее категории, классификатора, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и правил землепользования и застройки конкретного участка земли. Вид разрешенного использования земельных участков конкретизирует цель использования, как самого земельного участка, так и расположенных на нем объектов недвижимости [6].

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд[7].

Кроме того, к землям сельскохозяйственного назначения относят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Такие сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Все земли, включая земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, подлежат обложению земельным налогом [8]. Этот вид налога относится к налогам местного уровня, соответственно, ставки по нему устанавливаются решением представительных органов муниципальных образований [9]. Налоговая база земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его актуализированная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ. Признаваемые объекты налогообложения по земельному налогу указаны в статье 389 НК РФ[2].

Самостоятельно земельный налог исчисляют только юридические лица, используя следующую формулу для расчета:

 

Земельный налог = кадастровая стоимость × налоговая ставка

 

Земельный налог уплачивается по итогам года (до 28 февраля следующего года). В течение года по итогам квартала организации вносят авансовые платежи (до 28 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом) [10].

При несвоевременной уплате земельного налога или авансовых платежей по нему в течение года ФНС начисляет пени, которые рассчитываются за каждый день просрочки с ориентиром на 1/300 ключевой ставки Центрального банка (ст. 75 НК РФ).

Если в ходе проверки будет установлено, что компания не оплатила  земельный налог, то будет начислен штраф в размере 20% от суммы неоплаченного налогового платежа.  Если будет установлен факт преднамеренного занижения суммы земельного налога, то штраф составит в два раза больше – 40% от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ).

При этом штрафы могут взиматься только по итогам года за неполную уплату земельного налога, на авансовые платежи штрафы не начисляются.

Помимо пеней и штрафов по Налоговому Кодексу РФ, предусмотрена ответственность за нецелевое использование земель в соответствие со ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Так, п. 1 ст. 8.8 предполагает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Эти действия влекут за собой наложение административного штрафа, различающегося в зависимости от того, установлена ли кадастровая стоимость этого участка и субъекта, нарушающего законодательство [11].

В случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере 0,5 - 1 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока также предусмотрен административный штраф, размер которого основан на кадастровой стоимости участка и субъекте правонарушения:

- на граждан в размере 0,3 - 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей;

- на должностных лиц - 0,5 - 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - 2 - 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению с момента возникновения права собственности и в течение одного года, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение определенного законом срока, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей;

- на юридических лиц – от 1 до 6 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

На территории Кемеровской области-Кузбасса находится 17 муниципальных округов, в рамках которых соответствующими решениями установлены ставки земельного налога. В таблице 1 приведены ставки налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства в границах Кемеровской области.

 

Таблица 1 . Ставки земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения в Кузбассе в 2024 году / Table 1. Land tax rates for agricultural land in Kuzbass in 2024

Муниципальный округ

Нормативный документ

Ставка налога,%

Беловский

Решение Совета народных депутатов Беловского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Беловского муниципального округа»  № 368 от 28.11.2023 г.

0,3

Гурьевский

Решение Совета народных депутатов Гурьевского муниципального округа (в ред. от 29.11.2023 № 759) № 133 от 18.11.2020 г.

0,3

Ижморский

Решение Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Ижморского муниципального округа» (в ред. от 24.11.2022 № 275)                № 116 от 22.10.2020 г.

0,3

Кемеровский

Решение Совета Народных Депутатов Кемеровсого муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Кемеровского муниципального округа» № 887 от 30.11.2023 г.

0,3

Крапивинский

Решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального округа «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Крапивинского муниципального округа» (в ред. от 26.06.2023 № 414) № 165 от 28.07.2020 г.

0,3

Ленинск-Кузнецкий

Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа» (в ред. от 29.06.2023 № 476) № 148 от 01.10.2020 г.

0,3

Мариинский

Решение Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа (в ред. от 05.02.2024 № 62/1) № 2/21 от 05.10.2021 г.

0,3

Новокузнецкий

Решение Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального округа «О земельном налоге» (в ред.  от 29.02.2024 № 261-МНПА) № 59-МНПА от 17.11.2022 г.

0,3

Прокопьевский

Решение Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Прокопьевского муниципального округа» (в ред. от 28.09.2023 № 182) № 73 от 24.11.2022 г.

0,3

Промышленновский

Решение Совета народных депутатов Промышленновского муниципального округа от 4 декабря 2020 г. N 208 «Об установлении и введении в действие на территории Промышленновского муниципального округа земельного налога»

0,3

Тисульский

Решение Совета народных депутатов Тисульского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Тисульского муниципального округа» (в ред. от 29.12.2023 № 342) № 122 от 29.10.2021 г.

0,3

Топкинский

Решение совета народных депутатов Топкинского муниципального округа «Об установлении и введении земельного налога на территории Топкинского муниципального округа» (в ред. от 28.06.2022 №418) № 173 от 20.10.2020 г.

0,3

Тяжинский

Решение Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа (в ред. от 26.11.2020 №158) №127 от 24.09.2020 г.

0,3

Чебулинский

Решение Совета народных депутатов Чебулинского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Чебулинского муниципального округа» (в ред. от 26.03.2024 № 428) № 130 от 24.11.2020 г.

0,2

Юргинский

Решение Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа «Об установлении на территории Юргинского муниципального округа земельного налога» (в ред. от 25.08.2022 №199-НА) № 8-НА от 26.12.2019 г.

0,3

Яйский

Решение Совета народных депутатов Яйского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Яйского муниципального округа» (в ред. от 31.08.2023 № 58) №                163 от 29.10.2020 г.

0,3

Яшкинский

Решение Света народных депутатов Яшкинского муниципального округа «Об установлении земельного налога на территории Яшкинского муниципального округа» № 461-р от 27.12.2023 г.

0,3

Источник: [12] / Source: [12]

По данным Кемеровостат по состоянию на конец 2023 года земли сельскохозяйственного назначения в Кузбассе занимают площадь 2 643 000 га.

В целях оценки потенциальных налоговых сборов в бюджет Кемеровской области, а также корректного определения взимаемых штрафов за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения или их неправомерное использование позволяет условно классифицировать такие земли на четыре группы [13]:

  • неразмежёванные земли (обывательский термин) – нет сведений о координатах границ объекта в Росреестре, участки без установленных границ;
  • свободные от прав третьих лиц земли – участок не задействован в юридических отношениях (не заложен, не обременен, не арендован, не принадлежит кому-либо, кроме собственника);
  • не используемые земли – участки, не использующиеся в производстве сельскохозяйственной продукции;
  • легковводимые земли – земельные участки, которые могут быть легко введены в пользование для производства сельскохозяйственной продукции. Этот вид земель сельскохозяйственного назначения также относится к числу неиспользуемых земель.  

В налоговом законодательстве Российской Федерации, в соответствие с Письмом ФНС России от 20 октября 2021 г. № БС-4-21/14862@, установлено, что налогоплательщики земельного налога – это физические и юридические лица, имеющие земельный участок, признанный объектом налогообложения на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Органы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения [14].

Если в Едином государственном реестре недвижимости не зафиксирована информация о существующих правах на определенные земельные участки, то налогоплательщики по земельному налогу могут быть определены на основании государственных актов, свидетельств и других удостоверяющих права на землю документов физических или юридических лиц. Эти документы имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН. То же самое касается актов, изданных органами государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельных участков (в рамках их компетенции в этом вопросе). 

Таким образом, отметим, что налогообложению подлежит частная собственность, а государственная, региональная и муниципальная собственность налогом не облагается.

Чтобы определить сумму налогов, которую недополучает бюджет в связи с неиспользованием земель по прямому назначению – для ведения сельскохозяйственной деятельности, необходимо уточнить кадастровую стоимость земельных участков [15].

В соответствие с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О государственной кадастровой оценке» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), определяя кадастровую стоимость земельного участка, необходимо учесть сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [16].

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2018 N 53245), кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.

Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения – это совокупность административных и технических мероприятий, необходимых для определения стоимости земельных участков. Для земель сельскохозяйственного назначения главную роль играют качественные характеристики плодородия почв [17].

В таблице 2 приведен расчет среднего значения кадастровой стоимости земельного участка на территории Кемеровской области на основании достоверных данных, полученных из ЕГРН.

Таблица 2. Частные значения кадастровой стоимости земельного участка на территории Кемеровской области / Table 2. Partial values ​​of the cadastral value of a land plot in the Kemerovo region

Кадастровый номер

Местоположение

Площадь, кв. м.

Кадастровая стоимость, руб.

Кадастровая стоимость за 1 кв. м., руб.

42:04:0211001:3562

Кемеровский муниципальный округ, Елыкаевское сельское поселение

229342,00

756828,60

3,30

42:04:0211001:2070

Кемеровский муниципальный округ, Елыкаевское сельское поселение

229211,00

799946,39

3,49

42:04:0000000:1943

Кемеровский муниципальный округ

2505979,00

5287615,69

2,11

42:04:0213001:532

в границах СХПК колхоз «Сибирь» (КСП «Силинский»), участок фонда перераспределения земель

1982978,00

3549530,62

1,79

42:04:0216004:269

в границах АОЗТ «Луговое» (ЗАО Исток) (участок фонда перераспределения)

1232794,00

3291559,98

2,67

42:05:0105003:817

Крапивинский муниципальный округ, на землях АО «Уньга», находящиеся вдоль автодороги Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий-Кемерово-Юрга, начиная от автодороги п. Зеленовского до черты п. Панфилова

1530720,00

2553547,10

1,67

42:06:0000000:969

Ленинск-Кузнецкий район

294321,00

513325,26

1,74

42:06:0113006:360

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

980148,00

1529618,97

1,56

42:06:0000000:570

р-н Ленинск-Кузнецкий, в границах ТОО «Демьяновское» (участок фонда перераспределения)

6080000,00

10536108,10

1,73

42:05:0112003:73

Крапивинский муниципальный район, Борисовское сельское поселение

17950000,00

34971985,00

1,95

42:01:0107004:218

Беловский р-н, в границах колхоза «Заря» (участок фонда перераспределения).

1332618,00

2527576,56

1,90

42:01:0106003:342

Беловский муниципальный округ

2811715,00

7844684,85

2,79

42:10:0102006:142

р-н Прокопьевский, район п. Октябрьский

5421146,00

15504477,56

2,86

42:10:0109005:88

р-н. Прокопьевский

1000000,00

2640000,00

2,64

42:10:0105004:89

р-н Прокопьевский, в границах СТОО «Бурлаковское», участок фонда перераспределения земель

2736582,00

6868820,82

2,51

42:09:1205001:849

Новокузнецкий район, Красулинское с/п, в районе п. Восточный

2250853,00

5109436,31

2,27

42:09:0606001:446

р-н Новокузнецкий, СПК "Ильинский"

34124785,00

82923227,55

2,43

42:09:2820001:58

р-н Новокузнецкий

28526187,00

66180753,84

2,32

42:14:0102007:436

р-н Топкинский

3459158,00

6235824,13

1,80

42:14:0102007:399

р-н Топкинский

2800396,00

5153288,72

1,84

42:17:0103027:188

р-н. Юргинский

1376343,00

2448101,29

1,78

42:17:0103025:56

р-н Юргинский, внутри землепользования ФГСП «Томский»

13819847,00

24890926,43

1,80

42:17:0103025:327

Юргинский муниципальный округ

2992000,00

7480000,00

2,50

42:17:0103025:154

ргинский муниципальный район, Новоромановское сельское поселение

5169538,00

9310854,89

1,80

42:17:0000000:864

Юргинский муниципальный округ

24098762,00

45669563,87

1,90

42:19:0212001:594

Яшкинский муниципальный район, Пачинское сельское поселение

9574599,00

16506608,68

1,72

42:19:0212001:604

Яшкинский муниципальный район, Акациевское сельское поселение

4805570,00

6437061,01

1,34

42:19:0212001:504

р-н. Яшкинский

222000,00

390942,00

1,76

42:19:0203001:30

Яшкинский муниципальный район, Дубровское сельское поселение

2953576,00

4744329,13

1,61

42:19:0106001:74

Яшкинский район, в границах ОАО «Ленинское», на землях фонда перераспределения

18958852,00

30624233,64

1,62

42:17:0101038:159

р-н Юргинский

12282683,00

33163244,10

2,70

42:18:0107003:96

р-н Яйский

4232552,00

6008107,56

1,42

42:18:0000000:741

Яйский муниципальный округ

3860592,00

5480110,34

1,42

42:18:0000000:571

Яйский муниципальный район, Улановское сельское поселение

1991200,00

2826508,40

1,42

Среднее значение кадастровой стоимости

2,06

Источник: данные ЕГРН и расчеты авторов / Source: calculated by the author

Сложность определения суммы земельного налога и вычисления любых штрафов и пеней по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения связана с тем, что конечные данные могут различаться в разных источниках, потому что большая часть земель сельскохозяйственного назначения не имеет конкретно определенных границ и, как следствие, не подсчитана максимально достоверно [18].

Это является еще одним аргументом в пользу разработки и внедрения более точных способов определения границ и площадей земельных участков с использованием современных цифровых технологий и искусственного интеллекта [19].

Для примерных вычислений налоговых поступлений в бюджет, возьмем за основу территорию АОЗТ «Луговое», по которому авторами в ходе выполнения работ по проекту «Геоинформационная система цифрового регионального управления» в рамках комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Разработка и внедрение комплекса технологий в областях разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения промышленной безопасности, биоремедиации, создания новых продуктов глубокой переработки из угольного сырья при последовательном снижении экологической нагрузки на окружающую среду и рисков для жизни населения», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 г. №1144-р, № соглашения 075-15–2022-1195 от 30.09.2022 г., были проведены классификация земель сельскохозяйственного назначения и расчет их площади на текущий момент времени [20].

По вычислениям авторов, на данной территории фактически земель фонда перераспределения, границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством, осталось 305 га, площадь паевых земель, границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством осталось 1388 га, площадь земель администрации, границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством осталось 787 га., площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, являющихся на данной территории невостребованными, составляет 20 га. Можно совершенно точно сказать, что эти земельные участки в настоящее время не облагаются земельным налогом. Итого общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, подлежащая налогообложению, составляет 20 га.

По данным таблицы 2, в среднем кадастровая стоимость 1м2 = 2,06 руб.

Следовательно, средняя кадастровая стоимость 1 га = 20 600 руб.

Получаем, что кадастровая стоимость невостребованной земли сельскохозяйственного назначения в границах АОЗТ «Луговое» составит 20 * 20 600 = 412 000 руб. Соответственно, земельный налог с этой территории составит 412 000 *0,3% = 1 236 руб.

Опираясь на Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 году, опубликованный Россельхозмониторингом, общая площадь вовлеченных в 2022 году сельхозугодий в Кемеровской области составляет 38,9 тыс. га [21].

Площадь невостребованных земельных участков по состоянию на 01.01.2022 года составила 122,157 тыс. га. Таким образом, земельный налог, который можно взимать за невостребованные земли сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области-Кузбасса при их использовании по предварительным усредненным расчетам составит (122,157 тыс. га * 20 600 руб.) * 0,3% = 7,54 млн руб.

Невостребованные земли сельскохозяйственного назначения являются частью неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых в 2022 году составила 269,07 тыс. га, а в 2023 году – 232,22 тыс. га. Очевидно сокращение площадей таких земель, но оно не значительно в общих масштабах. Для активизации процессов регулирования земельных отношений в части их правомерного использования и использования по назначению необходимо закрепить такие участки за собственниками, которые будут использовать эти земли по назначению, что будет способствовать обоснованному взиманию налогов [22, 23].

В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 № 507-ФЗ, неиспользуемый участок земли сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника по решению суда в следующих случаях:

1) в рамках федерального государственного земельного контроля на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого участка по целевому назначению в течение 3 и более лет;

2) в рамках надзора на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия такой участок используется с нарушением законодательства РФ не менее 3 лет подряд с даты выявления в рамках земельного контроля данного нарушения;

3) такой участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;

4) приобретенный в соответствии с настоящей статьей такой участок не используется по целевому назначению по истечении 1 года с даты его приобретения.

При создании комплексной системы контроля и учета за состоянием и использованием неиспользованных земельных участков, можно обеспечить их вовлечение в сельскохозяйственный оборот, повысить эффективность их применения, привлечь дополнительные налоговые поступления в муниципальные бюджеты [10,24,25].

В частности, земельный налог, который можно взимать за земли сельскохозяйственного назначения данной категории в Кемеровской области-Кузбассе при их использовании по предварительным усредненным расчетам составит (232,22 тыс. га * 20 600 руб.) * 0,3% = 14,3 млн руб.

По сути, местные бюджеты недополучают доходы в размере 14 млн руб.

Кроме того, были выявлены территории земель сельскохозяйственного назначения, использование которых неправомерно для ведения деятельности по производству сельскохозяйственной продукции (таблица 3).

Таблица 3. Площадь участков без установленных границ, свободных от прав третьих лиц, использующихся в производстве сельскохозяйственной продукции / Table 3. Area of ​​plots without established boundaries, free from the rights of third parties, used in the production of agricultural products

Названия строк

Количество ЗУ

Площадь участков, га

Гурьевский

9

                                          40,60  

Ижморский

11

                                     7 444,23  

Кемеровский

13

                                        815,06  

Крапивинский

14

                                        184,05  

Мариинский

13

                                        568,59  

Прокопьевский

29

                                        956,75  

Топкинский

38

                                     1 154,72  

Тяжинский

1

                                          12,56  

Юргинский

4

                                          23,06  

Яйский

74

                                     1 395,14  

Общий итог

206

                                  12 594,75  

Источник: составлено автором на основании данных муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса / Source: compiled by the author based on data from municipalities of the Kemerovo region-Kuzbass.

Предварительно рассчитав кадастровую стоимость неиспользуемых участков, проведены расчеты административных штрафов для всех категорий пользователей земель по минимальному и максимальному уровню в соответствии с п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ (таблица 4).

Среднее значение кадастровой стоимости =  12 594,75 га * 20 600 руб. = 259 451 850 руб.

Таблица 4 . Расчет минимальной и максимальной суммы административного штрафа для всех категорий пользователей земель сельскохозяйственного назначения / Table 4. Calculation of the minimum and maximum amount of administrative fines for all categories of users of agricultural land

 

Категория

Сумма штрафа в зависимости от ставки, руб.

0,3%

0,5%

1,5%

2%

10%

граждане

778 355,5

1 297 259,3

-

-

-

должностные лица

-

1 297 259,3

3 891 777, 75

-

-

юридические лица

-

-

-

5 189 037

25 945 185

Источник: рассчитано автором самостоятельно / Source: compiled by the author

Таким образом, можно сделать вывод, что доходы местного бюджета могут быть увеличены на суммы штрафов от неправомерного использования земель сельскохозяйственного назначения в размере от 700 тыс. руб. до 25 млн руб. в зависимости от ставки и категории пользователей.

В ходе проведенного исследования, было установлено, что вопросы по определению количественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения носят практический характер и напрямую влияют на доходную часть бюджета Кемеровской области.

В связи с этим особенно остро стоит задача обновления и актуализации сведений о характеристиках, принадлежности и площадях земель сельскохозяйственного назначения. В современных условиях такая информация должна оперативно обновляться и быть в доступе для заинтересованных лиц в цифровом виде и подтвержденная официальными данными, например из ЕГРН [26].

Это приведет к ежегодному пополнению местных бюджетов Кемеровской области за счет земельного налога на 14,3 млн руб., и пополнению бюджетов муниципальных образований за счет штрафов в диапазоне от 778 тыс. руб. до 25,9 млн руб.

Актуализация данных должна проводиться тогда, когда в системе будут отражены максимально точные значения, что, в свою очередь, возможно только при проведении точного измерения площадей земельных участков, четкой классификации  и определения всех правоустанавливающих документов на тот или иной земельный участок. Все указанные мероприятия позволят увеличить доходную часть  бюджета за счет вовлечения в сельскохозяйственный оборот земель соответствующей категории, а также будет благотворно влиять на все экономические показатели области.

 

 

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

 

Вклад авторов: работа над статьей осуществлялась авторами совместно, фактический вклад каждого из них составил примерно 50 % (Калачева И.В.), 20% (Комарова А.А.), 15% (Никитина О.И.)  и 15% (Федулова Е.А.)

 

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках соглашения о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 30 сентября 2022 г № 075-15-2022-1195.

 

 

[1] Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 17.08.2024)

[2] Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 17.08.2024)

References

1. Myradov M. M. Factors of production and labor economy. Vestnik nauki, 2022, (11): 27–31. (In Russ.) https://elibrary.ru/hpjhuj

2. Ulitskaya N. Yu., Akimova M. S. Market analysis of land with encumbrances as an indicator of availability of land for consumers. Business Strategies, 2019, (2): 22–29. (In Russ.) https://elibrary.ru/yyiuxr

3. Zaytseva Ya. V. Analysis of the agricultural land market in Krasnodar territory. International agricultural journal, 2020, 63(6): 186–194. (In Russ.) https://elibrary.ru/ltqlxe

4. Valiev D. S., Khabarova I. A. The legal basis of the state cadastral registration of agricultural land. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologii Integral, 2018, (4). (In Russ.) URL: https://e-integral.ru/ru/nauka/article/85945/view (accessed 17 Aug 2024). https://elibrary.ru/vrinom

5. Kazakov O. S., Alieva E. A. Development and problems of enterprise activity in agriculture in the conditions of economy modernisation. Ekonomika i sotsium, 2021, (1-2): 6–13. (In Russ.) https://elibrary.ru/rmxtsz

6. Shcherbatova T. A., Shcherbatov I. V. To the question of management of land resources. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, seriia "Ekonomika", 2018, (3): 159–163. (In Russ.) https://elibrary.ru/ozgutq

7. Tkacheva O. A. Especially valuable productive agricultural land: Formation features. Ecology and water management, 2022, 4(4): 1–11. (In Russ.) https://elibrary.ru/rfhggz

8. Nosov A. V., Tagirova O. A., Fedotova M. Yu., Novichkova O. V., Boryayeva T. F. Improving the efficiency of using farm lands with the help of tax instruments. Niva Povolzhia, 2016, (4): 142–149. (In Russ.) https://elibrary.ru/ypsnld

9. Balynin I. V. Socially fair improvement of taxation of income and property of individuals in the Russian Federation. Nalogi i nalogooblozhenie, 2024, (2): 43–54. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-065X.2024.2.70401

10. Ilin A. V. Application of the calculation method for calculating an economically justified land tax. Vestnik universiteta, 2022, (5): 152–160. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-152-160

11. Makht V. A., Gileva L. N. Analysis of methodological provisions to improve the cadastral assessment of agricultural land. International agricultural journal, 2022, 65(6). (In Russ.) https://doi.org/10.55186/25876740_2022_6_6_43

12. Nosov A. V., Tagirova O. A., Fedotova M. Yu., Novichkova O. V., Boryayeva T. F. Improving the efficiency of using farm lands with the help of tax instruments. Niva Povolzhia, 2016, (4): 142–149. (In Russ.) https://elibrary.ru/ypsnld

13. Sagaydak A. E., Sagaydak A. A. Improvement of valuation of agricultural land in the market conditions. Finansovye rynki i banki, 2020, (5): 97–101. (In Russ.) https://elibrary.ru/dhjjid

14. Kinash A. A., Krivokoneva E. Iu. Possible errors during the state cadastral assessment and correction. Agricultural science and Agricultural Practice in the North: Proc. VI All-Russian Sci.-Prac. Conf. (with Intern. Participation), Syktyvkar, 26 Apr 2024. Kirov: Interregional CITE, 2024, 75–78. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/cl-37231-2024-1-75-78

15. Shirina N. V., Gorobenko A. V., Kononov A. A. On conducting an experiment on the creation and implementation of a single information resource about land and real estate in the Russian Federation. Vector of Geosciences, 2022, (5): 25–31. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2619-0761-2022-1-25-31

16. Tarakanov O. V., Kiseleva N. A., Maslova L. A., Shindyapin M. V. Digital transformation of agricultural land management. Regionalnye problemy preobrazovaniia ekonomiki, 2022, (3): 14–21. (In Russ.) https://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-3-14-21

17. Lipski S. A. Unclaimed land share: Current legal status and prospects. Iuridicheskaia nauka, 2024, (1): 36–41. (In Russ.) https://elibrary.ru/efboix

18. Ruleva N. P., Gvozdeva O. V., Emelyanova E. M. On the reliability of the information contained in the Unified State Register of Real Estate. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 2022, 7(5). (In Russ.) https://doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_5_321

19. Deryabina O. A., Gavrilova E. D. Land management as a mechanism of land resources management. Universum: Tekhnicheskie nauki, 2022, (7-1): 55–58. (In Russ.) https://doi.org/10.32743/UniTech.2022.100.7.14048

20. Makannikova M. V., Lapshakova L. A., Belmach N. V. Improvement of land management in the municipality. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Seriia: Estestvennye nauki, 2022, (2): 62–67. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/1026-2237-2022-2-62-67

21. Maksimova T. V., Doroshenko Yu. A., Taipova E. Kh. Development of a methodology for rental payments of land plots with undemarcated property of government authorities. Bulletin of the SUSU. Ser. Economics and Management, 2024, 18(2): 136–145. (In Russ.) https://doi.org/10.14529/em240211


Login or Create
* Forgot password?