Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
Казанский открытый университет талантов 2.0
Казань, Россия
Казань, Россия
В статье представлены результаты исследования профессионально-педагогических компетенций наставников производственного обучения в сфере управления талантами с целью закрепления молодых специалистов на предприятиях. Проанализирован ряд наиболее актуальных типологий компетенций наставников с учетом современных вызовов и требований. На основе проведенного анализа выдвинута авторская модель типологии компетенций наставника на предприятии, которая включает в себя 4 блока: организация и планирование обучения на производстве с целью повышения уровня квалификации наставляемых; руководство и оценка работы наставляемого; нормирование и оценка знаний наставляемого; повышение собственной компетенции в качестве наставника (психолого-педагогические компетенции). На основе данной модели сформирована методика самодиагностики развития психолого-педагогических компетенций наставника на предприятии. Результаты исследования рекомендуются для рассмотрения и внедрения на промышленных предприятиях. Представленное исследование проведено в рамках комплексной научно-методической разработки для Временного научно-исследовательского коллектива «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» на тему «Формирование профессионально-педагогических компетенций наставников предприятий в сфере управления талантами с целью закрепления молодых специалистов на предприятиях Республики Татарстан».
компетенция, управление человеческими ресурсами, менеджмент, наставник, кадровая политика
1. Бондаренко Н. А. Организация наставничества как бизнес-процесса // Кадровик. 2008. № 7. С. 14-19.
2. Браславски С. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта. ЮНЕСКО, 2004. Режим доступа: http://docplayer.ru/34986305-Razvitie-klyuchevyh-kompetenciy-v-obrazovanii-nekotorye-uroki-iz-mezhdunarodnogo-opyta.html (дата обращения: 13.04.2018).
3. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М.: ГИППО, 2010. 384 с.
4. Christopherson G. J. Coping with cultural differences: The development of generic capabilities in logistics graduates. Dr. Education Sci. Diss. RMIT University, 2005. 196 p. Режим доступа: http://researchbank.rmit.edu.au/view/rmit%3A6636/Christopherson.pdf (дата обращения: 13.04.2018).
5. Fullan M., Scott G. New Pedagogies for Deep Learning Whitepaper: Education PLUS. Collaborative Impact SPC, Seattle, Washington, 2014. 9 p.
6. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. Россия 2025: от талантов к кадрам. М.: The Boston Consulting Group, 2017. 72 с.
7. Артемьева Е. Н. Наставник 2.0: девять ключевых компетенций // Вестник Университета Талантов. 2016. № 3. С. 67-69.
8. Зарипова Т. Ю., Туктамышева С. В. Системы оценки и развития «прорывных компетенций»: мировой и отечественный опыт // Вестник Университета талантов. 2017. № 1. С. 38-46.
9. Хятёнен Х. Карта компетенции наставника производственного обучения. Tampere: Juvenes Print - Suomen Yliopistopaino Oy, 2014. 37 с. Режим доступа: http://www.oph.fi/download/155785_competence_map_for_workplace_instructors_russian.pdf (дата обращения: 13.04.2018).