Санкт-Петербург, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В процессе диверсификации экономики моногородов может проявиться противоречие между однородным профессиональным составом населения и потребностью в кадрах с разнообразными профессионально-квалификационными характеристиками. Устранение этого риска лежит в области диверсификации профессионального образования. Задачей исследования явилась диагностика степени диверсификации среднего профессионального образования в моногородах со статусом территории опережающего социально-экономического развития. Определение этой характеристики рассматривалось как определение сформировавшейся к настоящему моменту одной из предпосылок реализации программы развития моногородов. В статье выявлены (методом анализа реализуемых в 2017–2018 учебном году Программ подготовки специалистов среднего звена и Программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) имеющиеся на данный момент различия между моногородами со статусом территории опережающего социально-экономического развития по степени диверсификации среднего профессионального образования. На этой базе разработана и предложена типология моногородов по данному признаку. Данная типология может лечь в основу разработки комплекса стратегий диверсификации среднего профессионального образования для моногородов разного типа. Это, в свою очередь, позволит ввести в программу развития каждого моногорода проект по преобразованию профессионально-квалификационной структуры населения в соответствии с потребностями диверсифицирующейся экономики, что повысит уровень комплексности программы развития моногорода в целом.
диверсификация экономики, типология моногородов, профессионально-квалификационная структура населения, потребности градообразующих предприятий, потребности малого бизнеса и населения
1. Чалдаева Л. А., Скиданова Ю. В. Критериально-методический подход к классификации моногородов: теория и практика // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4. С. 4-18.
2. Ильина И. Н., Плисецкий Е. Е., Молодцов А. В., Лепский В. Е., Резникова Е. В., Турков А. В., Шеряй К. И. Развитие моногородов России. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с.
3. Тургель И. Д. Теоретико-методологические аспекты исследования жизненного цикла города // Вопросы управления. 2008. № 3. С. 94-104.
4. Дулесов А. Н., Бехтерев Д. В. Классификация моногородов по их жизненному циклу // Фундаментальные исследования. 2015. № 10-1. С. 161-165.
5. Кутергина Г. В., Лапин А. В. Управление развитием моногородов: отечественные и зарубежные подходы к моделированию // Вестник Пермского университета. 2015. № 3. С. 69-77.
6. Шаститко А. Е., Фатизова А. Ф. Моногорода: новый взгляд на старую проблему // Балтийский регион. 2015. № 1. С. 7-35.
7. Тюличева Л. Д. Формирование проектов профессиональной переподготовки населения в условиях диверсификации экономики моногородов // Экономика и управление. 2017. № 7. С. 45-50.