с 01.01.2018 по 01.01.2019
Кемерово, Россия
Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В качестве предмета исследования определены педагогические условия формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий протекания данного процесса. В результате проведенного исследования расширены научные представления об особенностях формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. В статье показан перечень теоретических подходов к исследуемой проблеме, рассмотрены компоненты готовности, предложена авторская интерпретация ее структуры. Дополнены представления о сущностных характеристиках готовности старшеклассников к выбору в части описания компонентов, определяющих специфику анализа альтернатив и принятия решения с учетом осмысленности жизненного опыта. Предложены инновационные методы обучения старшеклассников образовательной организации, доказана возможность формирования готовности старшеклассников в текущий период времени посредством целенаправленного вовлечения обучающихся в деятельность органов школьного самоуправления.
структурные компоненты готовности, педагогические условия, инновационные формы обучения, методы организации учебного процесса, школьное самоуправление
1. Войтюк Д. К. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как рефлексивный акт // Сибирский учитель. 2002. № 5. С. 33-35.
2. Гурская С. П. Характеристика структурных элементов ситуации выбора // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2012. № 45. С. 4-11.
3. Дворцов В. Б. Формирование готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: итоги и результаты эксперимента // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3. С. 174-179.
4. Еремкин Ю. Л., Пчелкина О. А. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 6-8 октября 2016 г.) Рязань, 2016. С. 358-361.
5. Деркач А. А. Логика акмеологического исследования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 40-56.
6. Амосова Т. В. Основные подходы к профессиональной готовности в отечественной психологии // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2013. № 8. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2029.htm (дата обращения: 10.08.2019).
7. Нестерова О. С. Готовность к профессиональной деятельности как стартовая точка на пути к профессионализму // Вестник МГАУ. 2014. № 4. С. 58-61.
8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ, 1976. 176 с.
9. Капина О. А. Структура психологической готовности к выбору профессии // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 205-207.
10. Бесклубная А. В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2. С. 768-770.
11. Хамизова И. X. Акмеологические факторы готовности молодых специалистов и студентов к успешной профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2013. 24 с.
12. Столяренко А. М. Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2. С. 90-94.
13. Крюкова Т. Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник ИГЭУ. 2011. № 1. С. 155-160.
14. Морозова И. С., Коломеец Л. А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 112-114.
15. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12-2. С. 60-62.
16. Семчук И. В. Проблема готовности к профессиональной деятельности на этапе обучения // Альманах современной науки и образования. 2011. № 11. C. 117-119.
17. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
18. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
19. Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 71-77.
20. Гилева Е. А., Егоров Ю. С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа. 2001. № 2. С. 69-74.
21. Попович А. Э. Педагогическое руководство профессиональной ориентацией выпускников школы // Среднее профессиональное образование. 2010. № 12. С. 46-49.
22. Серебровская Н. Е., Лукомец А. А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 44-48.
23. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. 207 с.
24. Безродная Я. А. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания // Вестник Российской академии естественных наук. 2006. Т. 10. № 4. С. 70-72.
25. Васильева Н. Л., Иванова В. Ю., Скочилов Р. В., Полякова М. А. Психолого-социальное сопровождение личностного развития как технология // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2009. № 30. С. 46-51.
26. Попова В. И., Королева И. А. Социально-психологическое сопровождение школьников в образовательном процессе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 6. С. 76-81.