Педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков в образовательном пространстве школы
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Концепция непрерывного образования и ФГОС общего образования предусматривают применение в образовательном процессе технологий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к безопасному и здоровому образу жизни. Постановка перед школьниками все более сложных познавательных и социальных задач требует наращивания здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательного процесса, направленного на совершенствование здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков. Авторами представлена и описана педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков в образовательном пространстве школы. В структуре педагогической модели представлены компоненты, каждый из которых имеет определенное функциональное наполнение. Содержательная составляющая модели представляет собой совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих решение образовательных, развивающих, воспитательных и социально-оздоровительных задач в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной образовательной деятельности, что позволяет совершенствовать уровень здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков. Обосновано, что одним из основных организационно-­педагогических условий совершенствования потенциальных возможностей младших и старших подростков в аспектах адаптации и здоровьесбережения является осуществление мониторинга, который включает в себя три основных этапа: аналитический, технологический и корректировочный. В процессе реализации экспериментального исследования были изучены и модифицированы ранее разработанные и апробированные в педагогической литературе критерии формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала подростков. Представлены экспериментальные данные, позволяющие оценить эффективность разработанной модели.

Ключевые слова:
организационно-педагогические условия, аналитический мониторинг, технологический мониторинг, корректировочный мониторинг, непрерывное образование, здоровье, адаптация
Список литературы

1. Красношлыкова О. Г., Васильева Т. В., Шефер И. В. Региональная система информационного обеспечения процессов управления качеством образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 2. С. 55-66.

2. Молчанов С. Г., Гостев А. Г. Понятие «Образовательная программа» в Законе РФ «Об образовании» // Образование. 1998. № 4. С. 32-49.

3. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая шк., 1996. 317 с.

4. Королев М. Ф. Гарантии качественного профессионального образования // Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования / под ред. М. Ф. Королева. М.: РАГС, 2008. С. 63-68.

5. Быструшкин С. К., Aйзман Р. И. Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях психоэмоционального воздействия // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 218-224.

6. Казин Э. М., Варич Л. А., Тарасова О. Л., Четверик О. Н., Кошко Н. Н., Арлашева Л. В., Немолочная Н. В. Комплексный психофизиологический подход к оценке адаптивных возможностей обучающихся подросткового возраста с различными типами вегетативной регуляции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 444-454. DOI:https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-444-454

7. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

8. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки Кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. Вып. 1. С. 56-65.

9. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Кошко Н. Н., Шинкаренко А. С., Аверьянова Н. В., Вержицкая Е. Н. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 50-55.

10. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5. С. 72-82.

11. Гатальская Г. В., Журавлева А. Е. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 52-59.

12. Сафронова М. В., Гребенникова И. Н., Сафронов И. Д., Салимзянов Р. Р. Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 154-162. DOI:https://doi.org/10.15293/1813-4718.1906.14

13. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Современные технологии разработки программы здоровья в образовательной организации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015. Т. 1. № 2. С. 42-47.

14. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5-24.

15. Казин Э. М., Красношлыкова О. Г., Автушенко Н. В., Иванова О. Г., Ласкожевская Е. В. Организационно-педагогические условия актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 75-83.

16. Усенко А. Б., Кузьмина К. А. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/706-usenko24.html (дата обращения: 24.03.2021).

17. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: МПСИ; Флинта, 1997. 158 с.

18. Кириченко В. В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-­юношеской спортивной школе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1. С. 75-79.

19. Галынская Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 24 с.

20. Шинкаренко А. С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 205 с.

21. Четверик О. Н. Особенности формирования психофизиологического адаптационного потенциала подростков при различных режимах учебной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук. Кемерово, 2018. 20 с.

22. Зворыкин В. П. Морфофункциональные основы индивидуальности, а также духовности человека // Усп. физиол. наук. 1992. Т. 23. № 3. С. 107-124.

23. Иванова И. В. Социализация молодежи в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1626-ivanova61.html (дата обращения: 24.03.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?