Значение лидерства при изучении иноязычной профессионально-ориентированной лексики (на примере обучения студентов направления Менеджмент)
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается, каким образом обучение в малой подгруппе под руководством обучающегося, обладающего лидерскими качествами, может способствовать лучшему усвоению студентами профессионально-ориентированной лексики. Обосновывается необходимость применения указанной формы организации обучения в вузе, в том числе в группах студентов, обучающихся по специализации Менеджмент. Описаны пути формирования малых групп таким образом, чтобы роли, выполняемые в них обучающимися, максимально соответствовали их личностным характеристикам. Для этого применительно к группам обучающихся рассматривается классификация, по которой выделяется три типа групповых ролей: роли, ориентированные а) на действие; б) на людей; в) на мышление. Особое внимание уделяется психологическим характеристикам лидера, преимуществам и недостаткам различных способов выявления обучающихся, обладающих лидерскими качествами. Чтобы определить, насколько совместная учебно-познавательная деятельность под руководством эффективного лидера способствует усвоению учебного материала, среди студентов, обучающихся по направлению Менеджмент, был проведен эксперимент. В начале эксперимента проводился диагностический тест на определение уровня владения английским языком в рамках базового курса и психологический тренинг, выявляющий, кто из студентов склонен выступать в качестве лидера, а кто предпочитает выполнять второстепенные роли. На основании результатов тренинга студенты в экспериментальных группах были разделены на малые подгруппы, которые должны были выполнять задания на усвоение профессионально-ориентированной лексики под руководством лидеров. В контрольных группах малые подгруппы, которые выполняли те же задания, что и экспериментальные, состояли либо из лидеров, либо из подчиненных и не имели руководителя, организующего совместную деятельность. В конце эксперимента был проведен финальный тест, выявляющий уровень усвоения лексики. По его результатам усвоение лексики в экспериментальных группах было на 25 % выше, чем в контрольных, что указывает на высокую эффективность совместной учебной деятельности студентов при наличии лидера, выбранного с помощью психологического тренинга.

Ключевые слова:
обучение в сотрудничестве, психологический тренинг, малая группа, личностные характеристики, лидерские качества, профессиональная лексика
Список литературы

1. Laal M., Laal M. Collaborative learning: what is it? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 31. P. 491-495. DOI:https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.092

2. So H.-J., Brush T. A. Student perceptions of collaborative learning, social presence and satisfaction in a blended learning environment: Relationships and critical factors // Computers & Education. 2008. Vol. 51. Iss. 1. P. 318-336. DOI:https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.05.009

3. Щербаков С. В. Комплементарность межличностных отношений и социальный интеллект студентов // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 5. С. 459-481.

4. Cogburn D. L., Levinson N., Ramnarine-Rieks A. U., Vasques F. E. A Decade of Globally Distributed Collaborative Learning: lessons learned from cross-national virtual teams // Proceedings of the 2010 43rd Hawaii International Conference on System Sciences (Koloa, 5-8 Jan 2010). Koloa, 2010. DOIhttps://doi.org/10.1109/HICSS.2010.11

5. Al-Rahimi W. M., Othman M. S., Musa M. A. Using TAM model to measure the use of social media for collaborative learning // International Journal of Engineering Trends and Technology. 2013. Vol. 5. No. 2. P. 90-95.

6. Aritzeta A., Swailes S., Senior B. Belbin's team role model: development, validity and applications for team building // Journal of Management Studies. 2007. Vol. 44. Iss 1. P. 96-118. DOIhttps://doi.org/10.1111/j.1467-6486.2007.00666.x

7. Al Dababseh M. F., Ay M. K., Abu Altaieb M. H., Hammouri W. Y., Abu Areeda F. S. The relationship between psychological compatibility and academic achievement in swimming // Journal of Human Sport and Exercise. 2017. Vol. 12. Iss. 2. P. 396-404. DOI:https://doi.org/10.14198/jhse.2017.122.16

8. Nestsiarovich K., Pons D. Team role adoption and distribution in engineering project meetings // Behavioral Sciences, 2020. Vol. 10. Iss. 2. DOI:https://doi.org/10.3390/BS10020057

9. Sadler P., Woody E. Interpersonal complementarity // Encyclopedia of Personality and Individual Differences / eds. V. Zeigler-Hill, T. K. Shackelford. Cham: Springer, 2017. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_2278-1

10. Tuckman B. W., Jensen M. A. C. Stages of small-group development revisited // Group & organizational studies. 1977. Vol. 2. Iss. 4. P. 419-427. DOI:https://doi.org/10.1177/105960117700200404

11. Page D., Donelan J. G. Team-building tools for students // The Journal of Education for Business. 2003. Vol. 78. Iss. 3. P. 125-128. DOIhttps://doi.org/10.1080/08832320309599708

12. Орехова Д. А., Бойцова Е. М., Скиданов В. А. Формирование команды и групповая динамика // XXXVI неделя науки СПбГПУ: мат-лы Всерос. межвуз. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов (26 ноября - 1 декабря 2007 г.) СПб., 2009. Ч. XIII. Режим доступа: https://elib.spbstu.ru/dl/008022.pdf/download/008022.pdf (дата обращения: 02.04.2021).

13. Kelly A., Azaola M. C. The benefits of student involvement in leadership: an annotated bibliography of underpinning research // Student involvement in leadership. 2015. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/299428458_Student_involvement_in_leadership (дата обращения: 26.06.2020).

14. Буровцева Е. С., Митина И. Д. Особенности изучения проблемы лидерства в студенческой группе в социологическом и психологическом аспекте // Симбирский научный вестник. 2018. № 3. C. 84-89.

15. Oliveira A., Boz U., Broadwell G. A., Sadler T. D. Student leadership in small group science inquiry // Research in Science and Technological Education. 2014. Vol. 32. Iss. 3. DOI:https://doi.org/10.1080/02635143.2014.942621

16. Корытов В. В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 3. С. 1-13.

17. Битянова М. Р. Социальная психология. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

18. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект пресс, 2010. 362 с.

19. Xie K., Hensley L. C., Law V., Sun Zh. Self-regulation as a function of perceived leadership and cohesion in small group online collaborative learning // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. Iss. 1. P. 456-468. DOI:https://doi.org/10.1111/bjet.12594

20. Matous P., Wang P. External exposure, boundary-spanning, and opinion leadership in remote communities: A network experiment // Social networks. 2019. Vol. 56. P. 10-22. DOI:https://doi.org/10.1016/j.socnet.2018.08.002

21. Беспалов Д. В. Диагностика лидерства в учебных группах // Школьные технологии. 2015. № 3. С. 160-165.

22. Андриянченко Е. Г. Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии // Вестник университета. 2012. № 10. С. 260-264.

23. Карпухина Е. А. Введение в теорию и практику лидерства. М.: Экон-Информ, 2006. 184 с.

24. Raes E., Decuyper S., Lismont B., Van den Bossche P., Kyndt E., Demeyere S., Dochy F. Facilitating team learning through transformational leadership // Instructional Science. 2013. Vol. 41. No. 2. P. 287-305. DOI:https://doi.org/10.1007/s11251-012-9228-3

25. Ефремов Е. Г. Психология рабочей группы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. 66 с.

26. Бугакова Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления коммуникативных барьеров у курсантов вузов морского профиля // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 5. С. 137-148.


Войти или Создать
* Забыли пароль?