Формирование профессиональной направленности и ценностных ориентаций будущих педагогов
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом данной статьи являются ценностные ориентации студентов, обучающихся по направлениям педагогического образования. Цель – исследование ценностных ориентаций будущих педагогов с разным профилем подготовки. Использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы; диагностическую методику «Ценностный опросник» Ш. Х. Шварца; анализ первичных статистик. Научная новизна связана с новыми данными об особенностях ценностной сферы студентов педагогических профилей подготовки и интериоризации базовых ценностей в их личностные смыслы. Представлены результаты экспериментального исследования, которые выявили различие в фокусах направленности ценностных ориентаций у студентов исследуемых профилей: Начальное образование и организация детского движения, Начальное образование. Установленное различие объясняется спецификой направленности их профессиональной деятельности (содержанием основной профессиональной образовательной программы). Студенты, осваивающие профиль Начальное образование и организация детского движения, приобретают дополнительный набор профессионально-значимых личностных качеств, связанных с деятельностью специалиста в сфере воспитания. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании образовательно-воспитательного процесса педагогических профилей подготовки, дополнительных профессиональных программ, ориентированных на освоение компетенций специалиста в сфере воспитания.

Ключевые слова:
высшее образование, педагогическое образование, ценностная сфера личности, базовые индивидуальные ценности, ценностный опросник Ш. Х. Шварца
Список литературы

1. Психология труда / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. М.: Юрайт, 2020. 249 с.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.

3. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. 1998. № 7. С. 25-29.

4. Мачурова Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис. … канд. психол. наук. СПб, 2000. 213 с.

5. Мерзлякова С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 24 с.

6. Овчарова Р. В. Взаимосвязь базовых ценностей и типов эмоциональной направленности личности студентов университета // Меж-дународный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-2. С. 138-142. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.061

7. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2002. 45 с.

8. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40-48. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.04

9. Rokeach M. The nature of human values. N. Y.: Free Press, 1973. 438 p.

10. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. № 4. Р. 19-45. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x

11. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004. 72 с.

12. Bardi А., Schwartz S. H. Values and behavior: strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 10. Р. 1207-1220. https://doi.org/10.1177/0146167203254602

13. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

14. Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть Ι. Изучение содержания личностных ценностей // Си-бирский психологический журнал. 2010. Т. 38. С. 70-76.

15. Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений // Сибирский психологический журнал. 2011. Т. 39. С. 112-120.

16. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР / ред.-сост. Г. В. Осипов. М.: Мысль, 1966. Т. 2. С. 189-208.

17. Узнадзе Д. Н. Обобщенный характер установки // Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. С. 49-64.

18. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2009. С. 58-61.

19. Вдовина Н. А. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4. С. 75-77.

20. Кудашкина О. В. Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 7. С. 140-151. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-7-140-151


Войти или Создать
* Забыли пароль?