Новокузнецк, Россия
Новизна исследования заключается во введении в научный оборот понятия профессиональное определение, выступающего не только значимым общественным явлением, но и сложно решаемой структурной проблемой, от которой зависит функционирование пространства экономических отношений, сформированность профессиональных мотивов обучающихся, уровень их профессиональной подготовки. Понятие профессиональное определение проанализировано в гносеологическом, экономическом и культурном аспектах. Выделены его основополагающие признаки: 1) движущая сила развития субъекта, взаимосвязь внешних причин и внутренних условий; 2) активный, осознанный, незавершаемый, открытый, цикличный процесс, связанный с кризисом идентичности, выход из которого происходит через выбор траектории пути дальнейшего развития, построения карьеры; 3) значимым циклом выступает юношеский возраст; 4) базовым механизмом является когнитивный процесс, направленный на анализ и решение жизненной ситуации; 5) результат профессионального определения – осознанная деятельность по достижению психологической готовности к выбору; 6) в смысловом отношении близко к самоидентификации, основанной на критериях экономического благополучия, социального и финансового преуспеяния; 7) обусловлено культурными особенностями общества и может быть интерпретировано через конструкт профессиональный выбор; 8) выступает как система и процесс, продолжение социально-экономической политики государства. Главным критерием профессионального определения в рамках экономического подхода выступает стремление к достижению достаточно высокого уровня качества жизни, этот процесс в России происходит в условиях ограниченного выбора субъекта.
профессиональное самоопределение, профессиональное определение, социально-экономические процессы, социально-экономические условия, профессиональный выбор, профессиональная ориентация
1. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории струк-турации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.
2. Дюркгейм Д. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 576 c.
3. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистиче-ском труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.
4. Ананьев Б. Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 14-25.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом. Гуманисти-ческая перспектива в постсоветской психологии, под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-176.
7. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
8. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятель-ности (к философским основам современной педаго-гики). Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-108.
9. Пьянкова Л. А., Громова А. В. Профессиональное са-моопределение молодежи как процесс планирования ею карьеры в современных социально-экономических условиях. Новокузнецк: СибГИУ, 2020. 112 с.
10. Mukhalipi A. Human capital management and future of work; job creation and unemployment: a literature review. Open Access Library Journal, 2018, 5(9). https://doi.org/10.4236/oalib.1104859
11. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1: Опыт о непо-средственных данных сознания. Материя и память. М.: Московский клуб, 1992. 336 с.
12. Бубер М. Я и Ты. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 24-121.
13. Кьеркегор С. О. Наслаждение и долг. Ростов н/Д: Фе-никс, 1998. 414 c.
14. Лифинцева Т. П. Диалог как структура бытия в рели-гиозном экзистенциализме Мартина Бубера. История философии. 1997. № 1. С. 48-58.
15. Руткевич А. М. «Понимающая психология» К. Яспер-са. История философии. 1997. № 1. C. 23-32.
16. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Сумер-ки богов, пер. А. А. Санина; сост., общ. ред. А. А. Яко-влева. М.: Политиздат, 1990. C. 319-344.
17. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 192-220.
18. Божович Л. И. Формирование личности в старшем школьном возрасте. Личность и ее формирование в дет-ском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 275-310.
19. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвеще-ние, 1989. 254 с.
20. Буров К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образова-ние. Педагогические науки». 2017. Т. 9. № 4. С. 57-67. https://doi.org/10.14529/ped170407
21. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
22. Долгушина Т. Н., Юревич С. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности. Научное обеспечение системы по-вышения квалификации кадров. 2013. № 3-4. С. 101-107.
23. Методика формирования профессионального само-определения на различных возрастных этапах, под ред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой. Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1996. 149 с.
24. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития че-ловека в системе непрерывного образования. Педагоги-ческое образование в России. 2012. № 5. С. 122-127.
25. Захаров Ю. А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чуре-кова Т. М. Теория и практика формирования професси-онального самоопределения молодежи в условиях непре-рывного образования (на примере деятельности Кем-ГУ). Кемерово: КемГУ, 1996. 160 с.
26. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн.: Народная асвета, 1976. 128 с.
27. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 312 с.
28. Пряжникова Е. Ю. Психологические ориентиры в профессиональном самоопределении. Профессиональ-ный потенциал. 2001. № 5. С. 12-16.
29. Шалавина Т. И., Пьянкова Л. А. Индивидуальный подход к формированию профессионального само-определения студентов педагогического колледжа. Новокузнецк: КузГПА, 2010. 227 с.
30. Удалова Е. С. Профессиональное самоопределение личности: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2013. 164 с.
31. Super D. E. Self-realization through the work and leisure roles. Educational and Vocational Guidance. 1985, (43): 1-7.
32. Ортега-и-Гассет Х. Лекция V. Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 95-108.
33. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
34. Антипьев А. Г., Захаров Н. Н., Чумаков С. Я. Профес-сиональная ориентация в сельской школе (методиче-ские рекомендации). Пермь: Б. и., 1977. 79 с.
35. Волегов В. С. Социологические подходы к изучению профессионального самоопределения. Вестник Перм-ского университета. Философия. Психология. Социоло-гия. 2016. № 2. С. 167-173. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-167-173
36. Коротаев А. В., Гринин Л. Е. Кондратьевские волны в мир-системной перспективе. Кондратьевские волны: ас-пекты и перспективы, отв. ред. А. А. Акаев, Р. С. Грин-берг, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. Вол-гоград: Учитель, 2012. С. 58-109.
37. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы ме-неджмента. М.: Дело, 2000. 704 с.
38. Deci E. L., Ryan R. M. The "what" and "why" of goal pur-suits: human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11: 227-268.