Красноярск, Красноярский край, Россия
В статье обоснована и апробирована методика количественной оценки степени связи устойчивости (величин ее показателей, компонентов) развития агропромышленного комплекса от бюджетной обеспеченности муниципальных районов Кемеровской области – Кузбасса. Цель – определить уровень влияния показателей бюджета на устойчивость развития агропромышленного комплекса. Посредством математической логики показатели бюджета сопоставлены со значениями показателей 4 фундаментальных компонентов устойчивого развития агропромышленного комплекса муниципальных районов Кемеровской области – Кузбасса. Установлено, что показатели бюджета в сильной и функциональной степени влияют на численность сельского населения, служащих муниципалитетов и органов местного самоуправления. В умеренной и средней степени показатели бюджета коррелируют с показателями компонентов устойчивого развития: величиной инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса; денежным доходом на душу населения, занятого в сфере сельского хозяйства; числом лечебных учреждений; расходами на охрану окружающей среды. Показатели бюджета, в наибольшей степени определяющие значение компонент устойчивого развития агропромышленного комплекса, – собственные доходы и образование; остальные показатели оказывают влияние в умеренной степени. Разработанная методика предназначена для научных работников, чьи интересы связаны с решением задач регулирования социально-экономического развития на местном уровне и уровне субъекта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов муниципального уровня власти (местного самоуправления) для принятия управленческих решений. Результаты анализа послужат достоверной информацией для оценки уровня устойчивого развития агропромышленного комплекса муниципальных районов региона.
аграрная политика, агропромышленный комплекс, бюджет, корреляционный анализ, муниципальный район, устойчивое развитие, Кемеровская область – Кузбасс
1. Блиев И. А., Блиева М. В. Экономика России: от кризиса к устойчивому развитию. Современные научные исследования и разработки. 2017. № 7. С. 415-418. https://www.elibrary.ru/zsjkur
2. Коваленко Е. Г., Мурашова Н. В. Оценка устойчивости социально-экономического развития сельских муниципальных районов Нижегородской области. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 3. С. 178-182. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1003-0041
3. Новоселова С. А., Попова Д. В. Оценка финансовой устойчивости предприятий АПК. Актуальные вопросы учета и анализа в инновационной экономике: Всерос. (Национ.) науч.-практ. конф. (Саратов, 11 декабря 2020 г.) Саратов: Центр социальных агроинноваций СГАУ. 2020. С. 139-141. https://www.elibrary.ru/highsp
4. Багаева А. И., Оздоева З. Х. Бюджетирование как высокоэффективный инструмент сбалансированного формирования устойчивости муниципальных финансов. Вестник Академии знаний. 2020. № 37. С. 419-423. https://doi.org/10.24411/2304-6139-2020-10202
5. Кириллова С. С., Савенкова Е. Г., Новичкова В. В. Бюджетное планирование и прогнозирование как важнейшая стадия бюджетного процесса на муниципальном уровне. Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 4. https://www.elibrary.ru/jkmpyx
6. Панфилов Г. В. Направления муниципальной политики в сельском развитии. Интерактивная наука. 2020. № 3. С. 28-31. https://doi.org/10.21661/r-530455
7. Сюпова М. С. Угрозы и индикаторы муниципальной экономической безопасности. Ученые заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 2. С. 160-165. https://www.elibrary.ru/isrovo
8. Новичкова В. В., Кириллова С. С. Бюджетные расходы муниципальных районов и пути их оптимизации. Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 4. https://www.elibrary.ru/gcwazk
9. Кулагина О. В., Аверина О. В. Оценка бюджетной устойчивости муниципальных образований (на примере муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области). Власть и управление на Востоке России. 2020. № 1. С. 16-23. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2020-90-1-16-23
10. Вылегжанина Е. В., Гребенникова В. А. Актуальные подходы к оценке финансовой устойчивости муниципальных бюджетов. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 5-2. С. 255-262. https://doi.org/10.17513/vaael.1137
11. Плотников С. Н., Труханович Д. С. Основные показатели, применяемые для оценки устойчивости бюджета муниципального образования. Контентус. 2020. № 5. С. 63-70. https://doi.org/10.24411/2658-6932-2020-10044
12. Молотков Ю. И., Ильин Д. П. Стратегия программно-проектного целевого социально-экономического развития муниципального района. Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3702-3717. https://doi.org/10.15372/PEMW20200208
13. Вармунд И. А., Пенькова В. Ю. Совершенствование методики определения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов. Наука молодых - будущее России: 5 Междунар. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых: в 4 т. (Курск, 10-11 декабря 2020 г.) Курск: ЮЗГУ, 2020. Т. 1. С. 33-36. https://www.elibrary.ru/aoaisg
14. Пенькова В. Ю. Определение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, проблемы и пути совершенствования. Наука молодых - будущее России: 5 Междунар. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых: в 4 т. (Курск, 10-11 декабря 2020 г.) Курск: ЮЗГУ, 2020. Т. 1. С. 171-174. https://www.elibrary.ru/qqiojl
15. Трысячный В. И. Устойчивое развитие территориального АПК в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 2. С. 197-199. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-284-197-199
16. Холодова К. С., Сыроижко В. В. Возможности повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-3. С. 131-134. https://doi.org/10.18411/lj-02-2021-107
17. Яковенко Н. В., Тен Р. В., Комов И. В., Диденко О. В. Устойчивость социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области. Юг России: экология, развитие. 2021. Т. 16. № 1. С. 87-97. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2021-1-87-97
18. Шаренко А., Клюкин А. Классификация факторов, влияющих на финансовую устойчивость организаций АПК. Повышение эффективности крупнотоварного производства и предпринимательства в новых условиях хозяйствования: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 14-15 октября 2021 г.) Мн.: Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси, 2022. С. 239-242. https://www.elibrary.ru/jqkfos
19. Кошелева Е. Г., Габилин И. Г. Инновационные бизнес-модели как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса региона. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 4. https://www.elibrary.ru/vpmgtr
20. Нухов Н. И., Курбанова У. А. Высокотехнологичные инновации в сельском хозяйстве. Синергия Наук. 2021. № 58. С. 173-177. https://www.elibrary.ru/tquuqg
21. Ахмадеев А. М. Важность инноваций для развития российского сельского хозяйства. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 4. С. 4-9. https://doi.org/10.34773/EU.2022.4.1
22. Ивойлова И. В. Инновации в сельском хозяйстве: цифровизация. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 2. С. 58-62. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-284-58-62
23. Иванова Д. Е., Сибилева А. А. Цифровизация как основной вектор инновационного развития А??. ПК. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 309-313. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-309-313
24. Маслова В. Инвестиционное развитие АПК России: проблемы и перспективы. Повышение эффективности крупнотоварного производства и предпринимательства в новых условиях хозяйствования: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Мн., 14-15 октября 2021 г.) Минск: Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси, 2022. С. 128-131. https://www.elibrary.ru/ytmhst
25. Осипова А. И. Анализ ликвидности баланса и финансовой устойчивости предприятия АПК. Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. № 4-2. С. 98-103. https://www.elibrary.ru/gdduce
26. Палагина О. А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Ученые заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 2. С. 246-251. https://www.elibrary.ru/bpayos
27. Китиева М. И., Орцханова М. А., Полонкоева Ф. Я. Повышение эффективности управления устойчивым развитием региона - приоритетная задача региональных органов управления. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 2-1. С. 137-139. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10104
28. Степанов А. А., Савина М. В., Потехина Е. В. Ключевые показатели эффективности и их использование в управлении реализацией муниципальной инновационной политики (вопросы теории). Экономические системы. 2021. Т. 14. № 1. С. 67-75. https://doi.org/10.29030/2309-2076-2021-14-1-67-75
29. Пасмурцева Н. Н. Нормативно-правовое регулирование и методики расчета показателей для мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в России. Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования: V Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18 ноября 2021 г.) Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. С. 195-199. https://www.elibrary.ru/fdzfdm
30. Пастухов М. М., Иваненко И. Н. Проблема теоретического выделения критериев и показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.) Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 334-337. https://www.elibrary.ru/zpiyah