аспирант
Тегеран, Иран
Тегеран, Иран
В процессе обучения иранских студентов русскому языку как иностранному звуковая сторона языка имеет особое значение, поскольку обучающиеся на начальном этапе сталкиваются с фонетической проблемой в понимании нового языка. Одним из основных недостатков владения русской речью среди иранских студентов является неправильное произношение русских высказываний и интерференция родного языка. Отсутствие ресурсов и учебников, связанных со сравнительной фонетической системой русского и персидского языков в Иране, побудило нас провести изучение сравнительного анализа интонационных систем обоих языков. Статья основана на углубленном сравнительном анализе интонационных систем, используемых в русском и персидском языках. Цель – выявить несоответствия между интонационными системами русского и персидского языков по отношению к цели облегчения построения ИК-7 и развития коммуникативных навыков иранских студентов в русском языке. Обработана устная речь 17 иранских студентов с фонетической точки зрения. В процессе акустического анализа использована программа PRAAT (версия 6.2.10). Посредством фильтра высоты звука (pitch) и интенсивности программа анализирует седьмую интонационную конструкцию русского языка и создает графики для визуализации звуков речи. В результате интонация рассматривается как совокупность просодических средств, способствующих сегментированию и структурированию речевого потока в соответствии с задуманным сообщением. Рассмотрено влияние интонационного запаса персидского языка иранских студентов на экспрессию седьмой интонационной структуры; изучено, как интонационные модели используются в каждом языке для передачи смысла и выражения эмоций; выявлены сходства и различия между русской и персидской интонационными системами. Сопоставительно-акустический анализ поможет иранским студентам, изучающим русский язык, предотвратить возникновение фонетико-ритмико-интонационных ошибок по мере продвижения в изучении русского языка. Результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями иностранных языков, логопедами, специалистами по коммуникациям.
просодические единицы, суперсегментные единицы, фонетика, русский язык, персидский язык, интонация, ударение, акустический анализ, ИК-7
1. ه زبان روسی در ایران ضرورت ها، مشکلات و راهکارها. پژوهش نامه انتقادی متون و برنامه های علوم انسانی، پژوهشگاه علوم انسانی و مطالعات فرهنگی، سال ۱۸، شماره ۸، صفحه ۹۶-۷۵. URL: https://criticalstudy.ihcs.ac.ir/article_3461.html (accessed 30 Nov 2023).
2. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М.: РГГУ, 2001. 439 с. https://elibrary.ru/pwfalv
3. Бахарлу Х., Дастамуз С., Ширази А. Анализ ошибок иранских студентов при выражении русских вопросительных предложений с ИК-2. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 19-23. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00662
4. Мадаени Аввал А., Наджафи М. М. К вопросу об интерференции персидского языка в русской речи учащихся-персов (Первый опыт преодоления интерференции). Pazhuhesh-e Adabiyat-e Moaser-e Jahan. 2004. Т. 9. № 19. С. 107-125. URL: https://jor.ut.ac.ir/article_12281.html (accessed 30 Nov 2023).
5. نصرتی، اردلان؛ نباتی، شهرام؛ استیری، مجید. (۱۴۰۰). نقش تداخل در پیدایش خطاهای آوایی دانشجویان فارسی زبان روسی آموز. جستارهای زبانی. جلد ۱۲. شماره ۲. صفحه ۶۲۸-۶۰۳. URL: https://lrr.modares.ac.ir/article-14-44144-fa.html (accessed 30 Nov 2023).
6. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л.: СПбГУ, 1982. 174 с. https://elibrary.ru/tooocb
7. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. 2-е изд. М.: Филоматис, 2006. 480 с.
8. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся. М.: РУДН, 2006. 195 с. https://elibrary.ru/pbgzps
9. Земская Е. А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения. 6-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2021. 240 с.
10. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд., перераб. М.: Рус. яз., 1977. 279 с.
11. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся. М.: РУДН, 2006. 195 с. https://elibrary.ru/pbgzps
12. Одинцова И. В. Звуки. Ритмика. Интонация (+MP3). М.: ФЛИНТА, 2020. 368 с.
13. Ткач Т. Г. Описание состава гласных фонем в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 170-175. https://www.elibrary.ru/ndkhwt
14. وحیدیان کامیار، تقی. نوای گفتار (تکیه، آهنگ، مکث) در فارسی. مشهد: دانشگاه فردوسی مشهد. ۱۳۷۹, ۲۲۴ ص.
15. Валипур А. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи русского языка. Pazhuhesh-e Zabanha-ye Khareji. 2007. № 35. С. 75-89.
16. Бахарлу Х., Дастамуз С., Ширази А. Анализ ошибок иранских студентов при выражении русских вопросительных предложений с ИК-2. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 19-23. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00662
17. اسلامى، محرم. واج شناسی: تحلیل نظام آهنگ زبان فارسی. تهران: سمت، ۱۳۹۸, 101 ص.
18. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001. 592 с.
19. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Крысин Л. П. Русский язык. М.: Академия, 2001. 768 с. https://elibrary.ru/rbodqx
20. Дурягин П. В. Фонетическая реализация русских тональных акцентов в контекстах сопоставительного вопроса и перечисления. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19. № 1. С. 81-102. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.105
21. Брызгунова Е. А. Интонация. Русская грамматика, гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 96-122.
22. Соколова А. Фонетика и фонология русского языка. Брно: Ун-т Масарика, 2021. 84 с.
23. Брызгунова Е. А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М.: МГУ, 1984. 117 с.
24. Пиотровская Л. А. Монотонная vs выразительная устная речь. Теоретическая и прикладная лингвистика. 2015. Т. 1. № 4. С. 64-75. https://elibrary.ru/vkcnyj
25. Ткач Т. Г. Постановочно-корректировочный курс практической фонетики русского языка для говорящих на персидском языке. СПб.: Златоуст, 2013. 84 с. https://elibrary.ru/zuzokf
26. حق شناس، علی محمد. آواشناسی (فونتیک) چاپ: ۱۶ تهران: انتشارات آگه، ۱۳۹۹, ۱۹۲ ص.
27. Рубинчик Ю. А. Грамматика современного персидского литературного языка. М.: Вост. лит., 2001. 600 с.
28. محمدی، محمد رضا؛ داد، معصومه (۱۳۸۹) تكیه در واژه های روسی و فارسی و تداخل آ نها ازمنظر زبان آموزان فارسی زبان. جستارهای زبانی. سال ۱ ، شماره ۳. صفحه ۱۵۳-۱۶۹. URL: https://lrr.modares.ac.ir/article-14-1509-fa.html (accessed 30 Nov 2023).