Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя иностранного языка в условиях непрерывного педагогического образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время педагогические специальности отнесены к приоритетным направлениям высшего образования РФ. Цель – рассмотреть квалификационные уровни педагогов и структуру профессиональной компетентности, а также определить систему профессиональных компетенций, выделив ключевые из них. Рассмотрены особенности получения педагогической квалификации в контексте реализации структурной модели педагогического образования; установлено, что окончание любого уровня педагогического образования дает возможность профессиональной деятельности, однако каждый его уровень определяет различную педагогическую траекторию (базовым уровнем устанавливается бакалавриат, а универсальную педагогическую траекторию для работы на любом уровне образования обеспечит окончание магистратуры); раскрыто содержание профессиональной компетентности педагога. Под компетентностью определена совокупность компетенций, обеспечивающих умение педагога эффективно организовать педагогический процесс. Она сформирована в виде профессиональной и методической компетенций в качестве двух важнейших навыков педагога любой квалификации. Предложены пути их совершенствования по формальной и информальной моделям. Установлено, что для преподавателя иностранного языка важнейшей является иноязычная коммуникативная компетенция, совершенствование которой в течение педагогической деятельности будет наиболее эффективным применительно к системе международных экзаменов. Рассмотрена система независимой оценки уровня иноязычной коммуникативной компетенции на основе международной шкалы CEFR. По результатам значение высшего педагогического образования определено в качестве базовой основы дальнейшего профессионального роста на протяжении всего периода педагогической практики в неформальной модели обучения совершенствование методической компетенции по программам повышения квалификации и педагогической компетенции на основе системы международных экзаменов.

Ключевые слова:
непрерывное педагогическое образование, профессиональная компетентность, педагогическая компетенция, методическая компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, система международных языковых экзаменов
Список литературы

1. Глубокова Е. Н. Вариативность подготовки преподавателя современного вуза к решению профессиональных задач. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 167. С. 114-122. https://www.elibrary.ru/sgxdzj

2. Далингер В. А. Аттестация педагогических работников и новый профессиональный стандарт педагога. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 90-92. https://www.elibrary.ru/tjdkml

3. Рапакова Т. Б. Профессиональная компетентность педагога. Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 4. С. 194-195. https://elibrary.ru/uzjzgj

4. Нигматов З. Г. Роль педагога в системе современного поликультурного образования. Образование и саморазвитие. 2014. № 4. С. 196-207. https://www.elibrary.ru/xknnpf

5. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования. Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 32-55. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-32-55

6. Никитенко З. Н. Содержание методической подготовки учителя иностранного языка. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развитиия: V Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Москва, 12 февраля 2020 г.) М.: МГОУ, 2020. С. 7-12. https://elibrary.ru/jjmmbj

7. Карабущенко Н. Б., Крузе Б. А., Жигалев Б. А. Лингвоинформационная подготовка будущего учителя иностранного языка. Язык и культура. 2021. № 54. С. 167-189. https://doi.org/10.17223/19996195/54/10

8. Демченко С. О. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя специальных дисциплин как признак (черта характера) личности. Вестник Черкасского университета. 1998. № 8. С. 3-9.

9. Михайлова И. С. Современные требования к уровню квалификации педагога. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 710-717. https://elibrary.ru/ywtbcd

10. Глузман Н. А. Теоретические аспекты проектирования процесса формирования социально-деловой компетентности будущих педагогов. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 97-102. https://www.elibrary.ru/jiffjs

11. Балакирева Е. И., Малышева А. В., Коновалова Е. Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития. Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4. С. 154-158. https://www.elibrary.ru/xuvftb

12. Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. Профессиональная компетентность педагога. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 47-50. https://elibrary.ru/rarffp

13. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры. Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4-15. https://www.elibrary.ru/ojjuuh

14. Ромаева Н. Б., Стрункина Ю. В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 33-39. https://www.elibrary.ru/owyuvn

15. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Екатеринбург: УГПУ, 2011. 233 с. https://www.elibrary.ru/qcnwxd

16. Махмурян К. С. Концептуальные основы подготовки учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования. М.: Наука, 2005. 334 с. https://www.elibrary.ru/pdgxoi

17. Янова М. Г. Структура профессиональной компетентности педагога. Педагогический журнал. 2012. № 4. С. 63-73. https://www.elibrary.ru/pextsf

18. Калініна Л. В., Самойлюкевич І. В. Професійна підготовка майбутнього вчителя іноземних мов у контексті європейський вимог. Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка. 2004. № 19. С. 129-133.

19. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. https://www.elibrary.ru/sguktl

20. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

21. Головятенко Т. А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как проблема. Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 15-19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.10.P.15

22. Зернецкая А. А. Структура понятия «коммуникативная компетенция». Русский язык за рубежом. 2005. Т. 1. № 2. С. 48-51.

23. Литвинко О. Ю. Коммуникативная компетенция как методическое понятие. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования. 2009. № 9. С. 1-6. https://www.elibrary.ru/siauyw

24. Андреева О. Ю. Лингвокультурная компетенция. Ключові аспекти формування у полікультурному середовищі іноземної комунікативної компетенції сучасного студентства: міжнар. наук.-метод. cемінару. Харків, 2018. С. 87-90.

25. Ядгарова О. И. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка. European research: innovation in science, education and techology: LXI Intern. correspondence Sci-Prac. Conf. (London, 11-12 марта 2020 г.) London: Problems of science, 2020. С. 106-108. https://www.elibrary.ru/jojnmx

26. Коряковцева Н. Ф. Актуальные вопросы профессиональной подготовки учителя иностранного языка в контексте реформирования отечественной системы высшего образования. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2023. № 3. С. 155-161. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.51.3.13

27. Качалов Н. А. Непрерывное образование: изучение иностранного языка. Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 250-256. https://www.elibrary.ru/oivebv

28. Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1. С. 101-107. https://www.elibrary.ru/wibxzp

29. Трофимов Е. Н., Кальней В. А., Шишов С. Е., Головко О. Н., Самойленко Н. Б., Штец А. А., Кубрушко П. Ф., Назарова Л. И., Питюков В. Ю., Тищенко С. М., Арсений Р. М., Махотин Д. А., Маренго А. К., Торкунова Ю. В., Шаронин Ю. В., Гусева И. В., Дегтярёв В. А., Сесёлкин А. И., Лагусева Н. Н., Мошняга Е. В., Гриненко С. В., Звонников В. И., Зорин И. В., Челышкова М. Б., Малыгин А. А., Лямин А. В., Лоншакова Н. А., Иванов А. И., Рабаданов З. Р., Казаков И. С. Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития. М.: Университетская книга, 2019. 188 с. https://www.elibrary.ru/xzfong

30. Явдошенко Е. О., Катаны И. А., Сапсаева Т. В., Винтовкина Н. Е. Роль самообразования в становлении и развитии профессиональной компетентности педагога. Оригинальные исследования. 2018. Т. 8. № 5. С. 58-66. https://www.elibrary.ru/ymabgp

31. Балева В. В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-2. С. 58-61. https://elibrary.ru/xbelmd

32. Шварева Л. В., Алёшина Е. Ю., Шибанова Е. А. Методология оценивания уровня освоения иностранного языка по программе педагогического образования бакалавров в требованиях ФГОС и CEFR. Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6-1. С. 218-224. https://www.elibrary.ru/yyyiqq

33. Батракова И. С, Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №. 8-9. С. 9-19. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19

34. Данько Ю. В., Головко О. Н. Проблематика обучения иностранному языку в системе непрерывного образования. Среднее профессиональное образование. 2021. № 6. С. 58-60. https://elibrary.ru/qlqojs


Войти или Создать
* Забыли пароль?