Красноярск, Россия
сотрудник
Красноярск, Россия
В настоящее время растет спрос на разносторонне развитого молодого специалиста. Это касается не только сформированных профессиональных навыков, набирают обороты так называемые надпрофессиональные навыки, которые отвечают за развитие личности и ее индивидуальных качеств, необходимых для достижения высоких результатов. Современные условия обучения, труда, жизни предполагают умение эффективно выстраивать свою деятельность, образовательный процесс в соответствии с поставленными целями, за счет использования на практике необходимых навыков и умений самоменеджмента. Ставить цели и достигать их в реальные сроки, правильно планировать свое время, выстраивать траекторию достижений, самообразование и самоорганизацию, умение рефлексировать и на основании результатов двигаться дальше – все это говорит о развитии самоменеджмента. Самоменеджмент начинает активно изучаться и развиваться в сфере личного образования, а также рассматриваться в рамках высшего образования как важный элемент развития личности. Цель – определить сущность и содержательные компоненты компетентности самоменеджмента. Обоснована актуальность развития самоменеджмента в рамках образовательного процесса вуза; проведен литературный анализ по направлению исследования; определены понятия самоменеджмент, компетентность самоменеджмента; выделены четыре компонента компетентности самоменеджмента: мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Приведена структура компетентности самоменеджмента с тремя уровнями развития ее компонентов: начальный, базовый и развитый.
компетенция, компетентность самоменеджмента, компоненты компетентности самоменеджмента, самоменеджмент студента вуза, самоуправление, персональный менеджмент
1. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М.: Народное собрание, 1995. 160 с.
2. Бузни А. Н. Когнитивное управление личности собой - главная функция самоменеджмента. Экономика и Современный менеджмент: теория, методология, практика. 2018. С. 72-85. https://elibrary.ru/nueqzv
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Юнити-Дана, 1999. 314 с.
4. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с. https://elibrary.ru/qrykmf
5. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. М.: ИНФРА-М, 1995. 230 c.
6. Спивак В. А. Самоменеджмент как вид менеджмента - области исследования. Лидерство и менеджмент. 2017. Т. 4. № 4. С. 153-167 https://doi.org/10.18334/lim.4.4.38351
7. Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему. Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3. С. 103-106.
8. Хроленко А. Т. Самоменеджмент. М.: Экономика, 1996, 139 с. https://elibrary.ru/sqfnpg
9. Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. М.: Омега-Л, 2006. 127 с.
10. Дегтерев В. А. Самоменеджмент как ключевая компетенция развития личности студента. Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 64-70. https://elibrary.ru/twfijv
11. Исаченко И. И. Основы самоменеджмента. М.: ИНФРА-М, 2012. 312 с. https://elibrary.ru/qyeuwd
12. Косинская Е. А. Формирование у студентов навыков самоменеджмента. Научный вестник Крыма. 2017. № 2. С. 1-8. https://elibrary.ru/yrxdex
13. Симонова А. А. Самоменеджмент педагога: сущность, содержание, технологии. Екатеринбург: УГПУ, 2008. 136 с. https://elibrary.ru/pybvax
14. Книсарина М. М., Сыздыкбаева А. Д., Бекешова Г. У., Неталина Г. К., Аданов К. Б. Самоменеджмент студента вуза. Медицинский журнал Западного Казахстана. 2018. № 3. С. 71-77. https://elibrary.ru/yobiix
15. Муртузалиева М. М. Самоменеджмент студента вуза. Вестник науки. 2020. Т. 2. № 5. С. 38-40. https://elibrary.ru/vtptuc
16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования. Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61. https://elibrary.ru/sgukwn
17. Осипова С. И., Рябов О. Н. Обоснование педагогических условий формирования проектировочно-внедренческой компетентности бакалавров-инженеров на основе идей CDIO. Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 181-184. https://elibrary.ru/wwuuhd
18. Холопова Л. А., Русаленко Д. А., Петров В. П. Менеджмент и его разновидности: общее и частное. Концепт. 2014. № S9. С. 26-30. https://elibrary.ru/smzerd
19. Скопина И. В., Романова Т. Менеджмент: понятие и многочисленные дефиниции российских и зарубежных ученых. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2007. № 4. C. 35-39. https://elibrary.ru/kztnij
20. Тьетар Р. А. Менеджмент. СПб.: Нева, 2003. 94 с. https://elibrary.ru/qqrrxp
21. Орлов А. И. Менеджмент. М.: Изумруд, 2003. 298 с. https://elibrary.ru/wonloz
22. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент. М.: Вильямс, 2002. 880 с.
23. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. М.: Прогресс, 2005. 240 с.
24. Ноздренко Е. А. Самоменеджмент в организации обучения студентов. Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 81-82. https://elibrary.ru/iiwulp
25. Крикун О. А. Самоменеджмент. Харьков: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2014. 344 с.
26. Майданова Т. В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов. Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 27-30. https://elibrary.ru/pzkuqx
27. Гамзаева М. В. К вопросу о педагогическом самоменеджменте. Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 242-248. https://elibrary.ru/pdtstp
28. Китаев А. А. Самоменеджмент как основа управления собственной деятельностью. In: Бондаренко Е. А., Слинько Д. И., Степанов С. Л. и др. Проблемы развития современного предпринимательства. Ставрополь: Секвойя, 2018. С. 318-322. https://elibrary.ru/xpvwpb
29. Ларионова И. А. Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов. Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18-27. https://elibrary.ru/ojdvtx
30. Колмогорцева А. А. Персональный менеджмент - управление собой. Экономика и социум. 2014. № 4. С. 485-488.
31. Исакова А. Ю., Лапина Т. А. Самоменеджмент в организации обучения студентов. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: ХI Всерос. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 7-9 декабря 2022 г.) Новосибирск: НГПУ, 2023. С. 16-17. https://elibrary.ru/hkxkcq
32. Волкова Е. В. Возрождение интереса к теории Х. Вернера в американской психологии развития (обзор статьи C. Raeff. Distinguishing between development and change: Reviving organismic-developmental theory). Дифференционно-интеграционная теория развития, сост. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. М.: ЯСК, 2014. Кн. 2. С. 585-598. https://elibrary.ru/tekwiv