МОДУСНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕНЦИИ КОММЕНТИРОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа выполнена в русле лингвистики реплицирования, предметом изучения которой является генезис ответной реплики в диалоге. Актуальность исследования связана с обращением к проблеме выявления условий реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге. Цель – обосновать положение, согласно которому условием реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге является попадание инициальной реплики в сферу модусной рефлексии носителя языка. Под условием реализации интенции реплицирования понимается позиция актуализации интенционального состояния носителя языка, принявшего решение прокомментировать то или иное событие. Модусная рефлексия – это проявление эмоционально-оценочного отношения носителя языка к исходному сообщению, в таком случае она предстает как разновидность метаязыковой деятельности. В качестве основного используется аналитико-­описательный метод для анализ ответных реплик в виртуальном диалоге. Материалом послужили 164 интернет-­комментария к новостной статье «Переходы в метро: гопники вместо цветов». Новизна исследования заключается в выделении модусных смыслов, определяющих условия реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге. Выделены и охарактеризованы три условия реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге: попадание инициальной реплики в зону модуса согласия, модуса несогласия и нейтрального модуса.

Ключевые слова:
виртуальный диалог, интенция комментирования, лингвистика реплицирования, модусная рефлексия, ответная реплика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Афиногенова В. А. Функционирование механизма иллокутивного вынуждения в речевом взаимодействии собеседников. Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 3. С. 107–118. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2019-3-971

2. Баранов А. Н., Крейдлин Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога. Вопросы языкознания. 1992. № 2. С. 84–99. https://www.elibrary.ru/ogjrpf

3. Белова Н. С. Типы ответных реплик в составе диалогического единства с отрицательным вопросом: на материале французского и итальянского языков: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 179 c. https://www.elibrary.ru/qfaxtb

4. Бочкарев А. И. Коммуникативные условия реализации косвенных речевых актов. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 503–510. https://www.elibrary.ru/pwijrd

5. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 212 c. https://www.elibrary.ru/nlxndb

6. Голев Н. Д., Ким Л. Г. Диктумно-модусный плюрализм виртуального диалогического дискурса (на материале интернет-комментариев). Медиалингвистика. 2023. Т. 10. № 1. С. 4–26. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.101

7. Грайс Г. П. Логика и речевое общение. Новое в зарубежной лингвистике. 1985. № 16. С. 217–238.

8. Завьялова З. С. Реальный и виртуальный субъекты сетевой коммуникации: специфика интеракции. Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 45–47. https://www.elibrary.ru/negrbx

9. Карягина Н. Ф. Перлокутивная семантика ответных реплик (на материале драматургических произведений современных французских авторов): дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 220 c. https://www.elibrary.ru/qdscmd

10. Ким Л. Г. Конфликт интерпретаций текста как следствие когнитивного диссонанса участников интернет-­обсуждений. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 222–228. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-222-228

11. Колокольцева Т. Н. Диалог и диалогичность в интернет-коммуникации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8. С. 128–133. https://www.elibrary.ru/ooarsb

12. Николаев А. С., Фролова О. В., Городный В. А., Ляксо Е. Е. Характеристика ответных реплик детей 5–11 лет с расстройствами аутистического спектра в диалогах со взрослыми. Вопросы психолингвистики. 2019. № 4. С. 92–105. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-42-4-94-107

13. Оргонева О., Кожарнович М. П. Диалог в словацких социальных сетях. Медиалингвистика. 2022. Т. 9. № 3. С. 237–253. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.305

14. Падучева Е. В. Прагматические аспекты связности диалога. Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1982. Т. 41. № 4. С. 305–313.

15. Радина Н. К. Интент-анализ онлайн-дискуссий (на примере комментирования материалов интернет-­портала ИноСМИ.ru). Медиаскоп. 2016. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2238 (дата обращения: 10.10.2023). https://www.elibrary.ru/yhcxkn

16. Слабодкина Т. А. Особенности планирования ответных реплик в диалогах русскоязычных детей 10–12 лет. Рема. Rhema. 2020а. № 3. С. 43–52. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2020-3-43-52

17. Слабодкина Т. А. Сравнительный анализ особенностей речевых сбоев детей 10–12 лет и взрослых носителей русского языка. Вопросы психолингвистики. 2020б. № 4. С. 91–101. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-46-4-91-101

18. Сметюк И. Н. Диалогический текст: коммуникативно-динамический и лингводидактический аспекты (на материале английского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 1994. 20 c.

19. Тимина М. В. Опыт использования расширенной методики интент-анализа в процессе обучения специалистов информационного профиля. Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 197. С. 83–88. https://www.elibrary.ru/rcfunh

20. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Латынов В. В., Цепцов В. А., Алексеев К. И. Слово в действии: интент-анализ политического дискурса. M.: Алетейя, 2000. 320 с. https://www.elibrary.ru/qxxcnr

21. Шаронов И. А. Коммуникативы в естественных и в художественных диалогах. Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 114–127. https://www.elibrary.ru/ymtrpk

22. Шпильная Н. Н. Диалогический текст: деривационная концепция. М.: URSS, 2018. 384 с.

23. Шпильная Н. Н., Моисеева В. А., Воронец М. В. Реализация интенций реплицирования в диалоге (экспериментальное исследование). Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 375–383. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-375-383

24. Heritage J. Сonversation analysis as social theory. The new Blackwell companion to social theory, ed. Turner B. S. Oxford, UK: Blackwell, 2008, 300–320.

25. Psathas G. Сonversation analysis: the study of Talk-in-Interaction. Thousand Oaks: Sage, 1995, 85.


Войти или Создать
* Забыли пароль?