АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследования в сфере торговли и рынка в основном фокусируются на экономических перспективах, при этом социальные функции торговли продуктами молочного производства рассматриваются крайне редко. Цель данной работы – формирование системы социальных функций торговли и выявление проблем их реализации при торговле продуктами молочного производства. Для проведения исследования применялись методы: систематизация, анализ, синтез, сравнение, экономико-математическое моделирование, группировка. Проанализированы статистические данные по молоку и молочным продуктам, включая показатели цен, запасов, продаж, потребления, производства и др., за период с 2001 по январь 2024 г. Для оценки последствий усиления санкционного давления 2022 г. более подробно рассмотрен период 2021–2024 гг. В результате исследования составлена система социальных функций торговли, каждая из которых проанализирована применительно к продуктам молочного производства. Сделан вывод, что современная российская торговля успешно справляется со своими социальными функциями, в первую очередь способствуя обеспечению физической доступности молочных товаров на потребительским рынке. Вместе с тем, были выявлены отдельные проблемы в реализации социальных функций. Это резкий рост потребительских цен на продукты молочного производства, начавшийся в 2022 г. с усилением западных санкций, и не остановленный перепроизводством сырого молока и падением цен производителей на него; большие региональные диспропорции в потребительских ценах на молоко и молочные продукты; практически отсутствие какой-либо поддержки со стороны торговых сетей производителей и переработчиков молока в период его перепроизводства и последующего затоваривания.

Ключевые слова:
социальные функции, торговля, молоко, продукты молочного производства, заинтересованные стороны, потребители, потребительская цена, занятость населения
Список литературы

1. Бадыкова, И. Р. Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в России / И. Р. Бадыкова // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 5. С. 65–74. https://www.elibrary.ru/rhfenu

2. Касьянова, Ю. С. Роль корпоративной социальной ответственности в системе управления современным предприятием / Ю. С. Касьянова, В. С. Епинина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 47–51. https://www.elibrary.ru/bfwefy

3. Стрижов, С. А. Корпоративная социальная ответственность как основной нефинансовый фактор роста стоимости компаний / С. А. Стрижов, А. С. Николаева // Russian Economic Bulletin. 2024. Т. 7, № 1. С. 215–228. https://www.elibrary.ru/wcxtgm

4. Чаплыгина, Т. В. Функциональные молочные продукты – защита в период пандемии / Т. В. Чаплыгина, А. Ю. Просеков, О. О. Бабич [и др.] // Молочная промышленность. 2020. https://doi.org/10.31515/1019-8946-2020-06-26-28; https://www.elibrary.ru/qaccng

5. Панасенко, С. В. Анализ показателей производства молока в аспекте обеспечения продовольственной безопасности России / С. В. Панасенко, Н. М. Сурай, А. Л. Таточенко [и др.] // Молочная промышленность. 2022. № 5. С. 43–48. https://doi.org/10.31515/1019-8946-2022-05-43-48; https://www.elibrary.ru/apbdro

6. Сурай, Н. М. Основные факторы успеха молочного производства в Чувашской Республике / Н. М. Сурай, А. Л. Таточенко, Е. А. Красильникова [и др.] // Техника и технология пищевых производств. 2023. Т. 53, № 4. С. 718–730. https://doi.org/10.21603/2074-9414-2023-4-2473; https://www.elibrary.ru/zdxzje

7. Суровцев, В. Н. Достижение пороговых показателей Доктрины продовольственной безопасности по молоку: прогноз, факторы и риски / В. Н. Суровцев, Ю. Н. Никулина, Е. Н. Паюрова // АПК: экономика, управление. 2019. № 12. С. 38–50. https://doi.org/10.33305/1912-38; https://www.elibrary.ru/equzow

8. Панова, Е. О. Увеличение объемов производства молока как направление повышения продовольственной безопасности Российской Федерации / Е. О. Панова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10, № 9–1. С. 38–48. https://doi.org/10.34670/AR.2020.12.49.004; https://www.elibrary.ru/pqytwt

9. Минаков, И. А. Продовольственная безопасность в сфере производства и потребления молока: проблемы и перспективы / И. А. Минаков // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2022. № 1(68). С. 187–191. https://www.elibrary.ru/bacfhn

10. Bragin, L. A. Regional aspects of the development of the cheese market in terms of the trend of healthy nutrition / L. A. Bragin [et al.] // Entrepreneurship and sustainability issues. 2019. Vol. 7. № 1. Pp. 626–636. https://doi.org/10.9770/jesi.2019.7.1(44)

11. Митина, Э. А. Ценообразование как триггер потребительского поведения при выборе молока на региональном товарном рынке / Э. А. Митина, Н. З. Вельгош, Н. Н. Калькова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 4(49). С. 214–228. https://www.elibrary.ru/ctiecv

12. Панасенко, С. В. Электронная розничная торговля молочной продукцией: совершенствование технологий продаж / С. В. Панасенко, А. В. Бойкова, Б. О. Хашир [и др.] // Молочная промышленность. 2022. № 7. С. 6–11. https://doi.org/10.31515/1019-8946-2022-07-6-10; https://www.elibrary.ru/rjzbra

13. Сурай, Н. М. Потребительские предпочтения на рынке молочной продукции в Москве / Н. М. Сурай, Е. А. Красильникова, А. А. Терехова // Молочная промышленность. 2023. № 2. С. 36–37. https://doi.org/10.31515/1019-8946-2023-02-36-37; https://www.elibrary.ru/beucls

14. Сурай, Н. М. Анализ современного состояния мирового рынка сыра и определение перспектив его развития / Н. М. Сурай, С. В. Панасенко // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 2. С. 128–135. https://doi.org/10.32651/242-128; https://doi.org/10.32651/242-128

15. Freeman, R. E. Strategic management: A stakeholder approach / R. E. Freeman. – Marshfield, MA: Pitman Publishing, 1984. – 276 p.

16. Merton, R. K. Social Theory and Social Structure / R. K. Merton. – New-York: The Free Press (Simon & Schuster Inc.), 1968. – 702 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?