Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Определены исходные психологические и экономические предпосылки для разработки программы профессиональной ориентации молодежи – завершающего компонента конструируемой ментальной концепции. Внутренним механизмом / психологической предпосылкой выступает процесс интериоризации, имманентно представляющий бихевиориальную схему стимул-реакция как интегральный ответ в виде когнитивных, аксиологических, мотивационных и поведенческих паттернов субъекта. При этом предпочтение внутренним или внешним детерминантам, полагаемым как стимулы, отражает тип идентификации – когнитивную или аффективную. Такими стимулами – фактически экономическими предпосылками – мы определили стратегемы социально-экономического развития страны, создающие факторы для ее роста, а для индивида – возможности реализовывать его интенции как homo economicus: иметь постоянную и полную занятость, возможность выстраивать долгосрочную стратегию карьерного развития, обладать высоким уровнем и набором компетенций, позволяющих себя реализовать в высокодоходной сфере. Частным случаем и одновременно наглядной моделью действия такого механизма выступает совокупность методов стимулирования и мотивации персонала организации группового и индивидуального свойства по отношению к организационным процессам и нормам корпоративной культуры. Она описывает процесс ментальной трансформации, включающий последовательное целеполагание, стимулирование, групповое и индивидуальное опосредование, а также перенос мотивационных интервенций на профессиональные группы и их влияние на трудовое поведение, позволяющее нивелировать / минимизировать сопротивление полярным цивилизационным моделям и сопротивление представителей индивидуалистической и коллективистской России при существующем аксиологическом тяготении.

Ключевые слова:
психологические предпосылки, экономические предпосылки, тип идентификации, алгоритм ментального опосредования, тип цивилизационной модели, стимулирование и мотивация персонала
Список литературы

1. Пьянкова Л. А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи. Часть 1. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9. № 2. С. 220–229. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2024-9-2-220-229

2. Пьянкова Л. А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи. Часть 2. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9. № 2. С. 230–240. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2024-9-2-230-240

3. Пьянкова Л. А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи. Часть 3. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9. № 4. С. 555–564. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2024-9-4-555-564

4. Бреннер Р. Экономика глобальной турбулентности: развитые капиталистические экономики в период от долгого бума до долгого спада, 1945–2005. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 552 с.

5. Easterly W. The elusive quest for growth: Economists’ adventures and misadventures in the tropics. Cambridge: MIT Press, 2001, 342.

6. Виноградов В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания. Вопросы языкознания. 1966. № 6. С. 3–26.

7. Немов Р. С. Система представлений о психологии мотивации поведения человека с древнейших времен до конца XIX в. Системная психология и социология. 2022. № 3. С. 119–133. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.43.3.10

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009. Т. 1. 527 с. https://elibrary.ru/qthait

9. North D. C., Thomas R. P. The rise of the Western world: A new economic history. Cambridge: Cambridge University Press, 1973, 171. https://doi.org/10.1017/CBO9780511819438

10. Acemoglu D., Robinson J. A. Why nations fail: The origins of power, prosperity, and poverty. London: Profile books, 2012. https://elibrary.ru/qvjwul

11. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. A. Institutions as the fundamental cause of long-run growth. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2004. https://doi.org/10.3386/w10481

12. Найт Ф. Х. Прибыль. In: Гальперин В. М. Вехи экономической мысли. Т. 3. Рынки факторов производства. СПб.: Экон. шк., 2000. С. 434–448.

13. Родрик Д. Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки» (перевод с англ. Е. Головляницыной). Экономическая социология. 2017. Т. 16. № 4. С. 39–59. https://elibrary.ru/vuzcdx

14. Херрман-Пиллат К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации. Вопросы экономики. 1999. Т. 12. С. 40–53.

15. Хелпман Э. Загадка экономического роста. М.: Ин-т Гайдара, 2012. https://elibrary.ru/qvdget

16. Бабо А. Прибыль. М.: Прогресс-Универс, 1993. 174 с.

17. Шумпетер Й. А. История экономического анализа. М.: РГБ, 2004. Т. 1. 496 с. https://elibrary.ru/qpyjzz

18. Кику Т. Ю., Протасова И. И. Содержание и структура категории «мотивация труда» в трактовках различных исследователей. Экономика устойчивого развития. 2012. № 3. С. 143–150. https://elibrary.ru/pctcpv

19. Варданян И. С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала. Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 129–132. https://elibrary.ru/pwzbmj

20. Вукович Г. Г., Климова О. С. Стимулирование труда персонала как ключевой элемент системы кадрового менеджмента. Экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 66–72. https://elibrary.ru/pbuiuz

21. Вукович Г. Г., Марусенко И. А. Совершенствование модели управления процессом экономической диагностики. Экономика устойчивого развития. 2012. № 1. С. 53–57. https://elibrary.ru/ornnuh

22. Когдин А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом. Основы экономики и управления персоналом. 2012. № 4. С. 80–83. https://elibrary.ru/pnffzl

23. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.

24. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2017. 376 c.

25. Deci E. L., Ryan R. M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11(4): 227–268. (In Russ.) https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

26. Пьянкова Л. А. Междисциплинарный анализ научной категории профессиональное определение. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 1. С. 75–88. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-1-75-88

27. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, 2011. 190 с. https://elibrary.ru/qycqlp

28. Затепякин О. А., Пьянкова Л. А., Грекова Н. Ю. Стимулирование трудовой деятельности. Новокузнецк: СибГИУ, 2021. 183 с.

29. Закурдаева В. Д. Разработка системы мотивации и форм стимулирования персонала предприятия. Актуальные исследования. 2023. № 25-2. С. 44–45. https://elibrary.ru/mkhoeg

30. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 5–328.

31. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. 6-е изд. М.: Academia, 2013. 493 с.

32. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2004. 301 с. https://elibrary.ru/qxienf


Войти или Создать
* Забыли пароль?