с 01.01.2003 по 01.01.2024
Удмуртский государственный университет
с 01.01.2003 по 01.01.2024
Ижевск, Удмуртская республика, Россия
Ижевск, Россия
Ижевск, Россия
Статья посвящена исследованию специфических особенностей мотивационной сферы студентов разных направлений подготовки, изучающих английский язык в Удмуртском государственном университете и в Ижевской медицинской академии. Цель – выделить специфические особенности мотивационной сферы студентов в гендерном аспекте. В исследовании принимали участие 100 студентов неязыковой специальности первых курсов двух разных вузов. Материал – ответы студентов на опросник В. Молчановского и Л. Шипелевича. В рамках работы на основе гипотез были выделены критерии специфических особенностей мотивационной сферы: 1) количественное соотношение мотивов; 2) зависимость доминирующих мотивов от гендерных особенностей; 3) выявление равенства средних значений; 4) определение взаимосвязи ориентации мотивационной сферы с направлением подготовки студентов; 5) выявление зависимости между спецификой затруднений в изучении английского языка и направлением подготовки студентов. Сопоставив специфические особенности мотивационной сферы девушек студентов-психологов и девушек студентов-медиков, получили такие данные: количество мотивов в мотивационной сфере студенток-медиков больше; различие в доминирующих мотивах; ориентированы на процесс изучения языка; мотив принуждения и обязательности превалирует в мотивационной сфере у студенток-медиков; совпадение в затруднении при изучении языка: письмо, аудирование, говорение, чтение. Специфические особенности мотивационной сферы юношей студентов-психологов и студентов-медиков: приоритет в выборе мотивов у мотивационной сферы студентов-медиков; различие в доминирующих мотивах; мотив принуждения и обязательства у юношей студентов-медиков имеет более высокую степень выраженности, чем у юношей студентов-психологов; ориентации на результат, процесс, оценку преподавателя; различие в затруднении при изучении языка. Данные исследования помогут преподавателю построить занятие в соответствии со специфическими особенностями мотивационной сферы студентов.
мотивационная сфера личности, студенты, неязыковая специальность, мотивация к изучению английского языка, гендерный аспект
1. Стрекалова И. В. К проблеме формирования мотивации у студентов при обучении иностранным языкам. Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 4-1. С. 693–700. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.88.084
2. Ковалёва К., Герасименко Э. Особенности мотивации обучения иностранным языкам. International scientific and practical conference world science. 2020. Т. 3. № 4. С. 10–18. https://doi.org/10.31435/rsglobal_ws/30042020/7031
3. Димитричева О. И., Савченко И. А., Ахматгатин А. А., Устинкин С. В. Мотивационная сфера современного студента в фокусе социологического анализа. Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 170–175. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7594
4. Бура Л. В., Везетиу В. В. Проблема структуры мотивационной сферы личности. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 325–328. https://elibrary.ru/przhii
5. Попова Е. Л. Особенности мотивационной сферы студентов российских вузов. Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 4. С. 51–60. https://doi.org/10.18721/JHSS.11405
6. Царская Т. С., Сергиенко Н. А., Кушнырь Л. А., Шукурова И. В. Выявление мотивов студентов неязыковых направлений подготовки к изучению иностранного языка в вузе. Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3. C. 17–22. https://elibrary.ru/pogoaz
7. Толстых Л. Р., Гольберт Е. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов разных курсов обучения. Психолог. 2023. № 1. С. 24–31. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2023.1.39811
8. Ларина Е. А. Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов. Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11. № 4-5. С. 1218–1227. https://elibrary.ru/lmbaaz
9. Бадалова Б. Т. Особенности мотивационной сферы студентов. Academic research in educational sciences. 2021. Т. 2. № 12. C. 1243–1247. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-12-1243-1247
10. Daif-Allah A. S., Aljumah F. H. Differences in motivation to learning English among Saudi University students. English Language Teaching, 2020, 13(2): 63–74. https://doi.org/10.5539/elt.v13n2p63
11. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков, ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М.: Педагогика, 1972. С. 7–44.
12. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. 5-е изд., стер. М.: Смысл, 2010. 509 с. https://elibrary.ru/qxzyal
13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 191 с.
14. Вилюнас В. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 283.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2013. 384 с.
16. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 47–59.
17. Грамма Д. В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей. Современное педагогическое образование. 2023. № 8. С. 39–44. https://elibrary.ru/epphme
18. Симонова О. Б., Котляренко Ю. Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения. Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1. https://elibrary.ru/nlzwfc
19. Денисова И. В. Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования. Образование: прошлое, настоящее и будущее: VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, 20–23 октябрь 2020 г.) Краснодар: Инновация, 2020. С. 77–79. https://elibrary.ru/jbpvgg
20. Николаева Е. А., Котляренко Ю. Ю. Стратегии мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка в процессе профессиональной подготовки с использованием технологий искусственного интеллекта. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Т. 16. № 3. С. 63–73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73
21. Квач Н. В. Формирование мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе средствами иноязычного вокабуляра. Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. https://doi.org/10.17513/spno.31245
22. Стрекалова И. В. К проблеме формирования мотивации у студентов при обучении иностранным языкам. Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 4-1. С. 693–700. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.88.084
23. Ермолова Т. В. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку. Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 30–34. https://elibrary.ru/zrcamo
24. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с. https://elibrary.ru/sjpjoj
25. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 508. https://elibrary.ru/rxzgqh
26. Леонтьев А. Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГПИ, 1987. 92 с.
27. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива. Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 27–41. https://elibrary.ru/tpdykd
28. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. 348 с.
29. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми: дис. ... канд. психол. наук. М., 1970. 106 с.
30. Симонова Н. М. Опыт исследования характера мотивации (на материале студенческих исследований). Иностранный язык в высшей школе. 1980. № 15. С. 81–87.
31. Карнаухов В. А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 16 с. https://elibrary.ru/zkgjld
32. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 23-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 671 с.
33. Вайсман Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 30–41.
34. Горская Н. Е. Самосознание и мотивационная сфера личности. Иркутск: ИрГТУ, 2011, 175 с. https://elibrary.ru/tohrbl
35. Иванова Т. В., Шеина Л. П., Шарипова Э. И., Афанасьев М. Ю. Использование методов контрастивной лингвистики в обучении билингвов. Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 4-1. С. 560–568. https://doi.org/10.34670/AR.2023.35.62.068
36. Попова Л. В. Методы изучения процессов идентификации. Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 163–168.
37. Абрамович И. Р. Особенности мотивационной сферы студентов: методические рекомендации. Мн.: НИО, 1995. 103 с.
38. Гапонова С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты, оптимизация: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2005. 51 с. https://elibrary.ru/znaipn
39. Семенова Е. А., Чопюк Н. Ю. Гендерные различия мотивации: социокультурный контекст. Филология и культура. 2014. № 1. С. 333–338. https://elibrary.ru/sczxnd
40. Grazvini D. S., Khajehpour M. Attitudes and motivation in learning English as second language in high school students. Procedia – Social and Behavioral Science, 2011, 15: 1209–1213. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.264
41. Henry A., Apelgren B. M. Young learners and multilingualism: A study of learner attitudes before and after the introduction of a second foreign language to the curriculum. System, 2008, 36(4): 607–623. https://doi.org/10.1016/j.system.2008.03.004
42. Mori S., Gobel P. Motivation and Gender in the Japanese EFL Classroom. System, 2006, 34(2): 194–210. https://doi.org/10.1016/j.system.2005.11.002
43. Dörnyei K. C. Some dynamics of language attitudes and motivation: Results of a longitutinal nationwide survey. Applied Linguistics, 2002, 23(4): 421–462. https://doi.org/10.1093/applin/23.4.421
44. Wright M. Influences on learner attitudes towards foreign language and culture. Educational Research, 1999, 41(2): 197–208. https://doi.org/10.1080/0013188990410207
45. Sung H., Padilla F. M. Student motivation, parental attitudes, and involvement in the learning of Asian languages in elementary and secondary schools. Modern Language Journal, 1998, 82(2): 205–216. https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1998.tb01193.x
46. Kiss C., Nikolov M. Preparing, piloting and validating an instrument to measure young learners’ aptitude. Language Learning, 2005, 551(1): 99–150. https://doi.org/10.1111/j.0023-8333.2005.00291.x
47. Maitland S. B., Herlitz A., Nyberg L., Bäckman L., Nilsson L.-G. Selective sex differences in declarative memory. Memory and Cognition, 2004, 32: 1160–1169. http://doi.org/10.3758/BF03196889
48. Kissau S. P., Kolano L. Q., Wang C. Perceptions of gender differences in high school students’ motivation to learn Spanish. Foreign Language Annals, 2010, 43(4): 703–721. http://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2010.01110.x
49. Dornyei Z., Csizèr K., Nèmeth N. Motivation, language attitudes and globalisation: A Hungarian perspective. Clevedon: Multilingual Matters, 2006, 224.
50. Sabiq A. H. A., Arwi S. H., Khusna A., Adifia D. U. S., Nada D. Z. Q. Investigating gender differences on the students’ attitudes and motivation toward English learning. ENGLISH FRANCA: Academic Journal of English Language and Education, 2021, 5(2): 233–258. https://doi.org/10.29240/ef.v5i2.2704



