Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены структурные компоненты экологической ответственности обучающихся. Актуальность данной проблемы обусловлена стратегией государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., которая постулирует необходимость воспитания экологической культуры населения. В связи с тем что уровень экологизации населения России остается низким, актуализируется необходимость разработки показателей и механизмов при воспитании экологической культуры и формировании экологической ответственности. В работе анализируются особенности развития экологической ответственности как интегрированного качества личности. Цель – обосновать и раскрыть структуру (компонентов) формирования экологической ответственности обучающихся. Научная новизна состоит в представлении комплекса компонентов экологической ответственности обучающихся при формировании системного подхода к организации в образовании и воспитании эколого-­ориентированной личности. В качестве основного рычага формирования экологической ответственности личности рассматривается образование. Представлена и обоснована сложная структура экологической ответственности, которая включает несколько компонентов, таких как содержательный, операционно-процессуальный, эмоционально-ценностный и оценочно-результативный. Изучение компонентов экологической ответственности имеет важное значение для образовательной практики. Выделенные компоненты экологической ответственности личности в дальнейшем можно использовать для построения модели ее развития в образовательной деятельности при воспитании экологической культуры личности в условиях современного общества. Сделан вывод о том, что посредством развития данных компонентов у подрастающего поколения аккумулируется опыт взаимодействия с окружающей природной средой и формируются экогуманистические принципы и нормы.

Ключевые слова:
экологическая ответственность, компоненты экологической ответственности, структура экологической ответственности, экологическая культура личности, обучающиеся, формирование экологической ответственности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Добрыгин Владислав Сергеевич, педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», г. Кемерово

Аннотация: рассмотрено понятие экологической ответственности детей в учреждениях дополнительного образования. Описана структура экологической ответственности как взаимодействие содержательного, операционного (процессуального), эмоционально-ценностного и оценочно-результативного компонентов. Установлено, что дополнительное образование представляет возможности для формирования экологической ответственности у детей, от приобретения обучающимися нравственно-экологических знаний, умений и навыков, понимания ценности природы, проявления интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам и позитивных эмоциональных установок на природоохранную деятельность до опыта самостоятельного активного действия при решении проектных задач, актуализирующих вопросы экологии.

Ключевые слова: экологическая ответственность, компоненты экологической ответственности, экологическая культура личности, обучающиеся, учреждения дополнительного образования.

Введение

Формирование экологической ответственности – это многогранный педагогический процесс, направленный на развитие экологически значимых качеств личности будущего поколения, он напрямую связан с основными задачами государственной политики Российской Федерации. Экологическая ответственность выступает как необходимое условие при выработке дальнейшей стратегии развития человека, общества и природы. Значительная роль в данном процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования, поскольку они через освоение детьми культуры, ее ценностей и определения себя в культуре, способствуют развитию индивидуальных качеств личности, в том числе такого интегрированного качества личности как экологическая ответственность.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации существующих подходов и разработкой стратегий развития экологической ответственности в образовательной практике учреждений дополнительного образования в условиях современного общества.

Целью исследования является обоснование и раскрытие структуры (компонентов) формирования экологической ответственности детей в учреждениях дополнительного образования.

Одной из важных особенностей дополнительного образования является формирование личности, как субъекта культуры, которая способна к саморазвитию, самооценке, самоопределению. Это становится возможным при использовании в образовательном процессе методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно раздельной деятельности педагога с детьми, активного и интенсивного обучения.

«Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом» [1].

  Показателем экологической культуры личности является ответственное отношение человека к природе, то есть уровень экологической ответственности.  Именно экологическая ответственность является ведущим фактором в экологическом воспитании по убеждению Л.М. Горбунова [2].

      Важно при формировании экологической культуры личности учитывать все компоненты экологической ответственности. Разложим термин «экологическая ответственность» на компоненты, которые будут представлять собой отдельные аспекты этого понятия. Изучение компонентного состава данного понятия позволяет глубже понять механизмы, лежащие в основе образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, и разработать стратегии развития экологической ответственности личности. Нашими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием содержательного, операционного (процессуального), эмоционально-ценностного и оценочно-результативного компонентов.

Содержательный компонент обусловлен познавательными процессами, лежащими в основе формирования и развития экологической ответственности, характеризуется единством и систематичностью экологических и нравственно-экологических знаний, форсированностью природоохранных умений и навыков.

Экологические знания имеют сложный состав. Так, по мнению Б.Т. Лихачева в статье «Структура экологической культуры и педагогические основы ее формирования» экологические знания делятся на естественно-научные и гуманитарные. В свою очередь, естественно-научное знание включает в себя знания в области физических, биологических, географических наук, а гуманитарное знание, как совокупность этико-эстетических, правовых и религиозных концепций, теорий, идей, регулирующих в рациональном и эмоциональном плане взаимоотношения и взаимодействия человека с окружающей средой [3].

Умения и навыки могут быть различной глубины, основательности, широты охвата явлений, что, в свою очередь, влияет на степень подготовленности решения практических задач.

Умения мы рассматриваем как результат овладения новым действием (или новым способом действия), основанным на каком-либо правиле (знании) и использовании его соответствующим образом в процессе решения определенных задач. Умения выявляют уровень овладения знаниями, а знания, как известно, являются основным компонентом сознания, своеобразным механизмом, регулирующим и направляющим его.

Умения и навыки тесно связаны между собой. В психолого-педагогической литературе навык рассматривается как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [4], то есть как упрочившийся благодаря упражнению автоматизированный способ действия. Однако различают навыки исходно автоматизированные и навыки, вторично автоматизированные [5]. Исходно автоматизированные навыки формируются без осознания их компонентов. Навыки же, вторично автоматизированные формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

В условиях учреждениях дополнительного образования легче сформировать умения, чем навыки, поскольку для формирования навыка, рассматриваемого нами как упрочившийся автоматизированный способ действия, недостаточно поля деятельности для обучающихся. Навык, как компонент экологической ответственности включается не с целью самостоятельного изучения, не как конечная цель формирования, а лишь как структурная часть целостности.

Операционный (процессуальный) компонент характеризуется соблюдением правил поведения и деятельности в природе, определяется высоким уровнем развития чувственной сферы (эмпатии) к миру природы, проявлением интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранную деятельность.

Философский энциклопедический словарь дает следующее определение: «Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность» [6].

Формирование экологической ответственности обучающихся реализуется непосредственно в экологической деятельности. Экологическая деятельность является способом и средством удовлетворения экологических потребностей, поддержания окружающей среды в пригодном для существования и развития человека состоянии. Она служит фактором формирования экологической ответственности.

Следует подчеркнуть, что понятие «экологическая деятельность» отражает экологический аспект всех видов деятельности, (экономической, политической, правовой, нравственной, научной и т. д.). Следовательно, экологическую деятельность мы рассматриваем как составную часть социальной деятельности (экологическая деятельность выражает аспект отношения общества лишь к природе, тем самым, уточняя определенную часть общего содержания социальной деятельности), как интегративное понятие для обозначения различных видов деятельности, так или иначе способствующих оптимальному состоянию системы «человек - общество - природа».

Экологическая деятельность в учреждениях дополнительного образования (исследовательская, проектная, экскурсионная, просветительская, игровая) способствует углубить и расширить интересы обучающихся, превращение знаний, умений и навыков в стойкие убеждения. Выполняя различные опыты, проводя наблюдения, занимаясь общественно полезным трудом, социально-значимой и волонтерской деятельностью, дети осуществляют контакт с живой природой.

Поэтому деятельность самих обучающихся в процессе обучения дает преимущество в личностном и умственном развитии. Таким образом, личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других компонентов, определяет развитие экологической ответственности личности.

Эмоционально-ценностному компоненту присуще наличие социально значимых мотивов отношения личности к природе, пониманием многосторонней (универсальной) ценности природы, проявлением интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранную деятельность и др.

Эмоциональная мотивация играет ключевую роль в инициации и поддержании экологической деятельности. Она определяет направление и настойчивость в поиске новых идей и решений. Исследования Ю. Ю. Суровичкой подтверждают, что "мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, которые заставляют человека действовать определенным образом" [7]. Позитивные эмоции, целеустремленность и уверенность в своих возможностях являются ключевыми когнитивными аспектами, характеризующими мотивационный компонент. Внутренняя мотивация, как отмечают многие исследователи, является более сильным двигателем развития личности [8]. Она проистекает из глубоких индивидуальных стремлений к самореализации, самовыражению и самосовершенствованию. Любознательность и жажда познания толкают человека к исследованию, поиску ответов на вопросы и решению задач; стремление к самовыражению мотивирует к созданию чего-то нового и уникального, чтобы выразить свои мысли и чувства; жажда признания стимулирует к совершенствованию навыков и стремлению к достижению высоких результатов.

Отношение человека к миру, к знаниям, которые получает, к условиям, в которых он живет и. развивается, всегда носит эмоционально-оценочный характер. «Знания, - как верно утверждает Е. С. Сластенина, - только тогда включаются в общую систему взглядов человека, перерастают, в убеждения, когда они проходят через сферу его чувств и переживаний. Пронизывая взгляды и убеждения, чувства становятся одним из структурных компонентов мировоззрения». Знание только тогда можно считать истинным, когда оно дополняется эмоциональным переживанием, формированием эмоциональной сферы личности. Как верно утверждает К. Д. Ушинский, «воспитание, почти исключительно заботящееся об образовании ума, делает в этом случае большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает» [9].

Ценностное отношение к природе определяется через осознание человеком значения природы в удовлетворении личных и общественных интересов и потребностей, через ориентирование личности на гармоничное взаимодействие с природой, через освобождение от власти стандартных представлений технократического общества и поиска новых путей самоусовершенствования в мире природы. Оно проявляется в системе позитивных установок человека и определяет характер его деятельности в природе.

Проблемам формирования ценностного отношения к окружающему миру в образовании посвящены философские и психолого-педагогические исследования Е. В. Бондаревской, М. Н. Дудиной, А. В. Кирьяковой, Н. Б. Крыловой, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина и др. В научных исследованиях установлено, что ценностное отношение к природе формируется при условиях осознания личностью ценностей окружающего мира для общества и каждого человека, принятия этих ценностей в качестве личных жизненных принципов и направление творческой активности на их сохранение и устойчивое развитие. Ценностное отношение человека к природе - это неразъединимый сплав его чувств, знаний, личностных качеств и действий. И здесь чрезвычайно важную значимость обретают учреждения дополнительного образования.

Следовательно, формирование экологической ответственности представляет процесс, органически связанный с развитием такого компонента, как эмоционально-ценностные отношения (эмоции, чувства).

Оценочно-результативный компонент является основой для оценки экологической ответственности личности, результата экологического воспитания и образования человека. Компонент определяется оценочными суждениями личности по фактам взаимоотношений человека и природы, общества и человека, соответствием оценок нравственно-этическим нормам деятельности человека в природной среде и др.

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком [10].

Термин «результат» в толковом словаре русского языка С. И. Ожегов определяется двояко: 1) как итог какой-либо деятельности или работы; 2) как показатель мастерства (чаще в спортивном контексте) [11]. В данной статье «результат» мы рассматриваем как итог деятельности, а «результативность» как показатель, отражающий степень достижения запланированных результатов (целей).

Оценка и результат выступают как отражение действительности, содержащее решение задач, направленных на познание и преобразование личности, общества, природной среды.

Методики педагогической диагностики экологических составляющих личности, в том числе экологической ответственности, приводят С. Н. Глазачев, А. А. Нечай, Е. Ю. Ногтева, И. Н. Пономарева, С. С. Кашлев, А. П. Сидельковский, В. А. Ясвин и др.

В успешности развития экологической культуры детей, оценке его типологии и достигнутого уровня важную роль играет проявление обучающимся экологической ответственности, предусматривающей активную жизненную позицию и соответствие моральной деятельности личности ее долгу и характеризующаяся отношением субъекта деятельности (обучающегося) к ее объекту (природе).

Все компоненты интегрированы друг с другом, и их разделение является условным, так как сознание экологической ответственности индивидуально для каждого субъекта. Общее же в этих элементах в том, что они находятся между собой в определенных закономерных отношениях.

Сущность экологической ответственности представляет собой систему взаимосвязанных аспектов, среди которых выделяются теоретический элемент (экологические, мышление, представления, убеждения), духовно–практический элемент (субъективное отношение к природе, эмоции и чувства, возникающие при общении с ней) и предметно-практический элемент (весь спектр взаимодействий с окружающим миром). Их можно рассматривать как взаимодополняющие друг друга и обладающие гуманистическим и мировоззренческим потенциалом.

Экологическая ответственность позволяет личности с опорой на научные знания, умения (содержательный компонент) применять их на практике, экологические нормы и идеалы (операционный (процессуальный) компонент) выбирать оптимальную стратегию взаимодействия с природой, создавая возможность просчитывать и, при необходимости, корректировать ее последствия (эмоционально-ценностный компонент).

Таким образом, выделенные компоненты экологической ответственности личности в дальнейшем можно использовать для построения модели экологизации в педагогической деятельности учреждений дополнительного образования.

Выводы

По результатам проведенных исследований установлено, что все компоненты экологической ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, эмоциональное отношение к природе может с подвигнуть к правоохранительной деятельности, а развитые умения и знания о природе помогут оценить и усовершенствовать экологическую деятельность. Данная модель компонентного состава позволяет провести более глубокое исследование воспитания экологической ответственности у детей в учреждениях дополнительного образования.

Изучение компонентов экологической ответственности имеет важное значение для образовательной практики. Проведенное исследование позволило установить, что экологическая ответственность является интегративным качеством личности, включающим эмоциональные, мотивационные, деятельностные и результативные аспекты.

Выделенные компоненты экологической ответственности личности в дальнейшем можно использовать для построения модели ее развития в образовательной деятельности при воспитании экологической культуры личности в условиях современного общества.

Литература

  1. Писарик В. М. Экологическая культура. Учебное пособие. Минск, 2018.
  2. Горбунов Л. М. Система формирования экологической ответственности у обучающихся во внеклассной работе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Горбунов. Иркутск, 1994. 226 с.
  3. Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры и педагогические основы ее формирования / Экологическое образование: опыт России и Германии. - М., 2001. - С. 57-69.
  4. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  5. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. Философский энциклопедический словарь. - 1983. 151 с.
  6. Суровицкая Ю. Ю. Понятие о мотивации в психологии / Ю. Ю. Суровицкая, М. Н. Мaдимухaмeтoв // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 36–40.
  7. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 3. - С.63-78.
  8. Сластенина, Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики / Е. С. Сластенина. - М.: Педагогика. - 1984. - 104 с.
  9. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений. - М., 1950. - 628 с.
  10. Амонашвили, Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 77-86
  11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов – М.: Оникс-ЛИТ. - 2012. - 1376 с.
Список литературы

1. Суравегина И. Т. Междисциплинарный характер экологических знаний. Советская педагогика. 1984. № 12. С. 21–26.

2. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1998. 129 с.

3. Гришаева Ю. М., Теремов А. В., Гончаров М. А., Аргунова М. В. Научно-методические аспекты экологического образования школьников (на примере системы дополнительного экологического образования). Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 9. С. 925–930. https://doi.org/10.30853/ped20240117

4. Надпорожская М. А. Экологические исследовательские работы в дополнительном образовании детей. Биосфера. 2015. Т. 7. № 3. С. 356–364. https://elibrary.ru/undttp

5. Софронов Р. П. Система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7. С. 14–21. https://elibrary.ru/jjelao

6. Шобонов С. А. Структура экологической ответственности личности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 2. С. 32–35. https://elibrary.ru/kpasrt

7. Крайник В. Л., Сергазина Ж. Ж. К вопросу о сущности экологической ответственности личности. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3. С. 203–206. https://elibrary.ru/uvfasb

8. Лощилова А. А., Винокурова Н. Ф. Эколого-ориентированная развивающая образовательная среда детского общественного объединения как средство формирования экологической ответственности у школьников. Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2. С. 35–39. https://elibrary.ru/xurvyl

9. Прохода В. А. Экологическая ответственность населения: опыт социологического измерения. Человек. 2023. T. 34. № 3. C. 146–164. https://doi.org/10.31857/S023620070026110-8

10. Бушкова-Шиклина Э. В., Мусихина Т. А. Экологическая культура студентов: от повседневных практик к экологической ответственности. Перспективы науки и образования. 2020. № 2. С. 285–295. https://doi.org/10.32744/pse.2020.2.22

11. Романчук М. В. Проблемы экологического образования в современном мире. Научный аспект. 2020. Т. 11. № 2. С. 1440–1444. https://elibrary.ru/crzaee

12. Трофимов Ю. В., Савватеева О. А. Экологическое воспитание и образование в современном мире. Студенческий научный форум: XIV Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018031216 (дата обращения: 10.02.2025).

13. Бурдина А. А., Беляева А. А. Экологическая правовая ответственность: сущность и признаки. Молодой ученый. 2022. № 40. С. 69–71. https://elibrary.ru/rmfitc

14. Халина Н. В., Колтун Я. А. Развитие экологической грамотности с использованием stem-технологий. Инновационная наука. 2024. Т. 1. № 11-2. С. 153–154. https://elibrary.ru/jhtwke

15. Ефимова Е. Г., Мальцев А. А., Чупина Д. А. «Зеленая» повестка в современной практике стран и регионов: в поисках единого подхода. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. Т. 39. № 1. С. 55–72. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.103

16. Писарик В. М. Экологическая культура. Мн.: Институт современных знаний имени А. М. Широкова, 2018. 143 с.

17. Горбунов Л. М. Система формирования экологической ответственности у обучающихся во внеклассной работе: дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 1994. 226 с.

18. Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры и педагогические основы ее формирования. Экологическое образование: опыт России и Германии, ред. В. И. Данилов-Данильян, С. Н. Глазачева, Р. Лоба. М.: Горизонт, 1997. С. 57–69.

19. Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. 271 с.

20. Афанасьева О. Г. Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек – общество – природа». Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 2. С. 400–403. https://elibrary.ru/jvmonp

21. Глазачев С. Н., Гагарин А. В. Экологическая культура как вершинное достижение личности: сущность, содержание, пути развития. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2015. № 1. С. 20–23. https://elibrary.ru/unjntp

22. Захлебный А. Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века. Научные исследования в образовании. 2011. № 9. С. 3–6. https://elibrary.ru/ocrjen

23. Мамедов Н. М. Экологическое образование: социокультурный контекст. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 6–13. https://elibrary.ru/pqmedj

24. Мисенжников В. В. Экологическая культура и государственная политика. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения, ред. В. М. Захаров. М.: Акрополь, 2008. С. 27–31.

25. Винокурова Н. Ф., Николина В. В., Ефимова О. Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития. Образование и наука. 2016. № 5. С. 25–40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-25-40

26. Васина О. Н., Пономарева О. Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 711–713. https://elibrary.ru/pjesot

27. Суровицкая Ю. Ю., Мaдимухaмeтoв М. Н. Понятие о мотивации в психологии. Наука и реальность. 2023. № 1. С. 36–40. https://elibrary.ru/zxumhl

28. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. 104 с.

29. Петунин О. В. Пути формирования экологической грамотности школьников на основе региональных аспектов содержания образования. Инновации в образовании. 2023. № 6. С. 26–31. https://elibrary.ru/eftxhg

30. Петунин О. В. Экологическая ответственность школьников как результат образования. Фундаментальные и прикладные аспекты устойчивого развития ресурсных регионов: IV (XXI) Всерос. науч. конф. с Междунар. уч. (Новокузнецк, 6–9 декабря 2022 г.) Новокузнецк: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ, 2023. С. 203–206. https://elibrary.ru/qbxpxu

31. Белокурова Е. В., Самарина Е. Ф. Эколого-социальная ответственность как условие сохранения гомеостаза общечеловеческих ценностей. Успехи современного естествознания. 2003. № 8. С. 40–41.


Войти или Создать
* Забыли пароль?