Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена актуальная проблема интеграции искусственного интеллекта в обучение иностранным языкам. Цель – провести анализ возможностей использования сервисов ИИ в выполнении упражнений на создание различных видов условно творческих текстов в рамках обучения инофонов русскому языку как иностранному. Изучается метод использования ИИ как инструмента генерации условно творческих текстов при обучении русскому языку как иностранному. Использование генеративных ИИ-сервисов для преобразования вербальных текстов в условно творческие невербальные формы рассмотрено на примере визуализации песен и стихотворений на русском языке. Метод соотносится с такими направлениями лингводидактики, как рецептивно-продуктивное освоение художественных текстов, креативное письмо и нейро­педагогика, ориентированная на когнитивные и эмоциональные особенности восприятия информации в цифровой среде. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации метода промт-­визуализации – трансформации художественного текста в визуальный образ с помощью ИИ – как инструмента развития письменной продуктивной речи, креативных языковых навыков и межкультурной компетенции иностранных обучающихся. Теоретическая база включает идеи межсемиотической трансформации, различий между вербальными и визуальными формами выражения, а также концепции восприятия и интерпретации текста. Методика исследования включает анализ ИИ-сервисов, эксперимент с участием 28 иностранных студентов (уровень А2) и оценку результатов взаимодействия с ИИ при визуализации песенных и поэтических текстов. В результате использование нейросетей (GPT-4, Flyvi и др.) продемонстрировало положительное влия­ние на развитие креативного мышления, письменной речи и вовлеченности студентов. Промт-визуализация с ИИ доказала свою эффективность как междисциплинарный дидактический инструмент, расширяющий возможности креативного обучения иностранному языку в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые слова:
творческие задания, творческое письмо, русский язык как иностранный, искусственный интеллект, обучение иностранным языкам с помощью ИИ, нейросети в образовании, креативность, нейропедагогика
Список литературы

1. Hwang G. J. Definition, framework and research issues of smart learning environments – a context-aware ubiquitous learning perspective. Smart Learning Environments, 2014, 1(4). https://doi.org/10.1186/s40561-014-0004-5

2. Holmes W., Bialik M., Fadel C. Artificial intelligence in education: Promises and implications for teaching and learning. Center for Curriculum Redesign, 2019, 242.

3. Ouyang F., Jiao P., Lo S., Xiao F., Hao Z. Artificial intelligence in education: What roles will AI play in 2025? Computers and Education: Artificial Intelligence, 3. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100018

4. Макарова Ю. А. Визуальные материалы как средство повышения мотивации к креативному письму на иностранном языке. Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3. С. 87–96. https://elibrary.ru/xaatzr

5. Avramenko A. P., Davydova M. A., Burikova S. A. Developing creative writing skills in a high school ESL classroom. Training, Language and Culture, 2018, 2(4): 55–69. http://doi.org/10.29366/2018tlc.2.4.4

6. Castleberry A., Ward W., Stein S. Lifelong learning inspires the creative art of academic writing. Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 2019, 11(8): 757–759. http://doi.org/10.1016/j.cptl.2019.04.002

7. Садченко В. Т. Текст как объект лингвистической семиотики. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 5. С. 104–111. https://elibrary.ru/kohjch

8. Якобсон Р. О. О лингвистических аспектах перевода. Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике, ред. В. Н. Комиссаров. М.: Международные отношения, 1978. С. 16–24.

9. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Академический проект, 2002. 288 с.

10. Ингарден Р. Двухмерность структуры литературного произведения. In: Ингарден Р. Исследования по эстетике, пер. с польск. А. Ермилова, Б. Федорова. М.: Иностранная литература, 1962. С. 21–40.

11. Тюпа В. И. Автор и нарратор в истории русской литературы. Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 22–39. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-22-39

12. Аксенова А. А. Рецептивные аспекты визуального в литературе. Новый филологический вестник. 2020. № 3. С. 76–86. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2020-00067

13. Дрейфельд О. В. Творческие письменные задания по литературе. М.: Изд-во Ипполитова, 2024. 216 с. https://elibrary.ru/eesikn

14. Bishop W. Colors of a different horse: Rethinking creative writing theory and pedagogy. Urbana, Illinois: National Council of Teachers, 1994, 328.

15. Дрейфельд О. В. Задания на основе творческой имитации речевых жанров в обучении РКИ студентов медико-биологического профиля. Вестник ТГПУ. 2025. № 1. С. 119–127. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2025-1-119-127

16. Александрова Т. Н. Способы формирования и раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях по креативному письму. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: XII Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Саратов, 25–26 февраля 2020 г.) Саратов: Сарат. ист-к, 2020. С. 154–159. https://elibrary.ru/uxbbzy

17. Овчинникова Л. О., Агульник Е. Н. Творческое письмо как средство активизации речемыслительной деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному. Инновационная экономика и общество. 2020. № 3. С. 95–100. https://elibrary.ru/pzjgrw

18. Житкова Е. В. Креативное письмо в обучении иностранному языку в вузе. Язык и культура. 2009. № 3. С. 101–104. https://elibrary.ru/mubshb

19. Думина Е. В. Обучение иноязычной письменной коммуникации в сфере юриспруденции на основе технологии креативного письма. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. № 3. С. 64–75. https://elibrary.ru/pmenrm

20. Сысоев П. В., Филатов Е. М., Сорокин Д. О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту. Язык и культура. 2024. № 65. С. 242–261. https://doi.org/10.17223/19996195/65/11

21. Краснояров А. Ю., Аргузова М. А., Хужамурадов Ж. А., Рахимов С. Р. «Речевое творчество» искусственного интеллекта: какие тексты пишет машина и чем они отличаются от людских. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2022. № 2. С. 41–49. https://doi.org/10.31249/ling/2022.02.02

22. Hameed A., Jabeen I. Prompting cognition for creativity in EFL Context: An experimental study on use of Infographics for teaching writing skill. Journal of Language and Linguistic Studies, 2022, 18(1): 724–737. http://doi.org/10.52462/jlls.215

23. Belda-Medina J., Goddard M. B. AI-Driven digital storytelling: A strategy for creating English as a foreign language (EFL) materials. International Journal of Linguistics Studies, 2024, 4(1): 40–49. https://doi.org/10.32996/ijls.2024.4.1.4

24. Woo D. J., Guo K., Susanto H. Exploring EFL students’ prompt engineering in human-AI story writing: An activity theory perspective. Interactive Learning Environments, 2025, 33(1). https://doi.org/10.1080/10494820.2024.2361381

25. Alzubi A. A. F., Nazim M., Alyami N. Do AI-generative tools kill or nurture creativity in EFL teaching and learning? Education and Information Technologies, 2025, 30: 15147–15184. https://doi.org/10.1007/s10639-025-13409-8


Войти или Создать
* Забыли пароль?