ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формирование социальной ответственности студентов является важной стратегической проблемой для мирового психолого-педагогического сообщества. В работе рассматривается концепт социальная ответственность через интегративное личностное качество, которое детерминирует активность субъекта социального взаимодействия, поэтому фокус социального проектирования находится на потребностях сообщества. Педагогической целью формирования социальной ответственности становится развитие социальности студента, то есть его потенциальной способности реализовывать социальную субъектность, быть субъектом социальных отношений в реальных социальных условиях. Цель – провести анализ структуры программ социального проектирования, которые реализуются в университетах, создающих условия и обеспечивающих в образовательной практике концепцию формирования социальной ответственности, социальных связей и взаимодействий, включенных в проектную деятельность социальной направленности. Рассматриваются специфика и виды интеграции социального проектирования в образовательные процессы в решении задач формирования социальной ответственности. Практико-ориентированные педагогические методики показали наибольшую эффективность в концепции Service Learning. В настоящее время Service Learning как новая область педагогической практики в российском и зарубежном высшем образовании и новая область в различных образовательных исследованиях проективной направленности сочетает в себе процессы обучения и служения обществу в рамках конкретных проектов социальной направленности. Социальное проектирование определяется как процесс разработки и реализации инициатив, направленных на решение актуальных социальных проблем. Анализируются ключевые принципы, факторы и потенциал социального проектирования, а также алгоритмы успешных социальных программ, реализованных в различных университетах мира, целью которых является создание условий для формирования социальной ответственности студентов. На примерах успешных инициатив изучены ключевые аспекты технологической архитектуры программ формирования социальной ответственности, их элементов и структуры. В результате проведен анализ основных методологических принципов социальных проектов, основанных на идее общественной ответственности и вкладе в общий интерес, имеющих общественную значимость, направленных на формирование социальной ответственности. Сделан вывод о том, что несмотря на все существующие проблемы, потенциал для формирования социальной ответственности велик.

Ключевые слова:
социальная ответственность, социальное проектирование, социальные инициативы, социальное предпринимательство, проектная деятельность, профессиональное образование
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Социальное проектирование становится важной частью образовательного процесса в университетах по всему миру. Концепция формирования социальной ответственности методами проектов сочетает в себе теоретическое обучение, практическое применение знаний и активное участие студентов в решении социальных проблем. Программы социального проектирования помогают студентам развивать личностные качества, навыки критического мышления, лидерства и командной работы, в то время как они вносят вклад в развитие своих сообществ. [1]

Социальное проектирование определяется как процесс разработки и реализации инициатив, направленных на решение актуальных социальных проблем. Эти проблемы могут варьироваться от борьбы с бедностью и социальной изоляцией до решения экологических вопросов. [2]

Основные принципы социальных проектов основаны на идее общественной ответственности и вкладе в общий интерес, поэтому фокус социального проектирования находится на потребностях сообщества. Все проекты должны базироваться на действительных нуждах местного населения.

Социальное проектирование предполагает сотрудничество с партнёрами. Эффективное социальное проектирование требует участия множественных заинтересованных сторон, таких как студенты, преподаватели, местные НКО, бизнес и государственные структуры. Неотъемлемой частью является механизм оценки результатов проекта и рефлексия, помогающие участникам осмысливать полученный опыт. [4]

Методы и материалы. Социальное проектирование становится всё более актуальным в реформировании системы профессионального образования в мировом масштабе. В условиях высокой конкурентоспособности на рынке труда, учебные заведения стремятся внедрить инновационные учебные программы, которые не только развивают навыки студентов, но и способствуют решению социальных проблем. Практические, ориентированные на обучающихся педагогические методики оказались наиболее эффективными в концепции Service Learning. В настоящее время Service Learning как новая область педагогической практики в российском и зарубежном высшем образовании и новая область в различных образовательных исследованиях проективной направленности сочетает в себе процессы обучения и служения обществу в рамках конкретных проектов. [5]

Service Learning понимается в настоящее время как образовательная методика формирования социальной ответственности через общественно полезную деятельность – обучение служением, служение обществу, социальное служение и т.п.

Концепция методики основана на признании того, что академическая программа, реализованная в учебной работе, не просто дополняется внеучебной общественно полезной проективной деятельностью (причем по собственному выбору обучающегося), а действует как единый учебно-воспитательный процесс эффективного формирования компетенций,  включающий цели обучения и воспитания ответственного гражданина. При этом обучение и проективная деятельность, базируясь на практико-ориентированном подходе к организации урочной и внеурочной деятельности, имеют равную значимость для результатов образовательного процесса, усиливая в итоге значение каждого компонента для всех участников. [3]

Анализ образовательной практики за рубежом показал некоторые варианты интеграции социального проектирования в образовательный процесс:

- встраивание в учебный план реализации студентом социального проекта, направленного на решение общественной проблемы [16]; 

- формирование отдельных специализированных структур, поддерживающих реализованные студентом во время обучения социально значимые проекты [17]; 

- партнёрство университета с социально ориентированными организациями для вовлечения студентов в проекты и инициативы [10].

Результаты. Программы социального проектирования в университетах мира организованы разными способами. Структура образовательных программ такова, что некоторые часто интегрированы в учебные планы и могут включать как учебные курсы, так и внеучебные активности. Встраивание в учебный план образовательного курса реализацию студентом социального проекта, направленного на решение общественной проблемы, относится к практической подготовке, направленной на формирование, закрепление, развитие личностных навыков и профессиональных компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [11].

Во-первых, многие университеты разрабатывают специализированные курсы, которые ориентированы на социальное проектирование. Примеры таких курсов[1] включают программы Гаагский университет прикладных наук, Нидерланды  (Hague University of Applied Sciences [2]). Применение социальных наук: Анализ социальных проблем с использованием данных, экспериментов и исследования.  Так, программа «Passage» предлагает студентам участвовать в проектах, направленных на решение социальных проблем, таких как интеграция мигрантов и поддержка уязвимых групп населения.

Университет Гренобля, Франция (Université Grenoble Alpes [3]) реализует образовательные программы, направленные на Социальное предпринимательство: «Изучение принципов создания и управления социальными бизнесами».  

Университет Гренобля предлагает курсы и семинары, посвящённые социальному проектированию, что позволяет студентам разрабатывать и реализовывать инициативы, имеющие влияние на их локальные сообщества.

Во-вторых, некоторые университеты часто создают специализированные лаборатории и исследовательские центры, которые фокусируются на социальных инициативах. Например: в Университете Элмхерст, Иллинойс, США (Elmhurst University)  функционируют Центры социальной динамики и реализуют студенческие инициативы, такие как: «Исследование и реализация проектов в области социальной справедливости». [4]

Лаборатории устойчивого развития: Дьюкский университет (Duke University[5]).  Программы, направленные на решение экологических и социальных проблем через проектирование. Нпример, программа "DukeEngage"[6] позволяет студентам участвовать в различных социальных проектах как на местном (региналном), так и на глобальном  уровне, используя университетские коллаборации. Студенты работают над решением социальных проблем, одновременно развивая практические навыки. Особое внимание уделяется развитию навыков студентов, таких как критическое мышление, лидерство и командная работа, а также социальной ответственности как результату участия в таких проектах.

В-третьих, партнёрство университетов с местными организациями и сотрудничество с НКО и местными органами власти также часто лежит в основе социальных проектов. Студенты могут работать над реальными проблемами, возникающими в их сообществах, что укрепляет связь между университетом и населением. Взаимодействие с обществом в интересах  интеллектуального, культурного, социального и экономического развития и создание условий для демонстрации успешности и повышения уровня компетентности студентов за пределами академической среды направлено не только на удовлетворение потребностей граждан и общества в качественном высшем образовании и подготовке высококвалифицированных кадров. Принципиальное значение имеет практическое применение теоретических знаний и активном участии студентов в решении социальных проблем [15].

Обсуждение. Приведем примеры успешных проектов. Лондонский университет, Великобритания (University of London [7])

Программа "Social Action Project" направляет студентов на решение конкретных социальных задач, а также предоставляет финансирование и поддержку для реализации их идей, внося значительный вклад учреждений профессионального образования в социально-экономический статус города, региона и страны в целом.

Калифорнийский университет в Беркли, США (University of California Berkeley [8]): Программа "Public Service Center" [9] предлагает студентам возможность заниматься волонтёрской работой и заниматься социальным проектированием, что способствует повышению их социальной ответственности.

Университет Техаса в Остине, США (University of Texas at Austin[10]) предлагает студентам участие различного вида социальных внеучебных активностях. Например, Центр социального предпринимательства[11] и Совет по спонсорству событий (ECB)[12] проводит семинары и тренинги по социальному проектированию, поддерживая стартапы, направленные на решение социокультурных и экономических проблем.

Программы проектирования социальной направленности, реализуемые  в мировых университетах, очевидно демонстрируют позитивные результаты. Образовательные проекты университетов таким образом не только способствуют решению социальных проблем, но и укрепляют навыки студентов, необходимые для их будущей профессиональной карьеры. [14]

 Социальное проектирование способствует развитию таких ключевых навыков и компетенций, как лидерство, командная работа, критическое мышление. Участие в проектах помогает студентам развивать необходимые навыки в области сотрудничества и коммуникации.  Также студенты получают возможность выявить целевую аудиторию проекта и проявить инициативу и стать лидерами в своих проектах. Процесс комплексного анализа социальных противоречий при начальном проектировании и выявлении проблемного поля проекта и поиска решений усиливает аналитические способности. [12]

Практика такова, что реализация проектов оказывает реальное влияние на различные сообщества. Они помогают решать конкретные проблемы конкретных целевых групп, такие как низкий уровень культурного развития условно маргинальных сообществ, социальные инклюзии и устранение барьеров в удовлетворении потребностей различных сообществ, повышение уровня осведомленности в различных сферах, выявление и преодоление экологических проблем и др.  Реализованные социальные проекты в свою очередь повышают качество жизни в регионах. [2]

Несмотря на успешные практики, программы социального проектирования в университетах Европы сталкиваются с рядом трудностей, таких как:   недостаток финансирования, отсутствие/недостаточность поддержки, загруженность студентов академической нагрузкой. [7]

Многие инициативы зависят от грантов или финансовой ситуации спонсоров, что может ограничивать их масштабы. Некоторые университеты не предоставляют достаточное количество материально-технических ресурсов и информационной поддержки для студентов, желающих участвовать в социальных проектах. Повышенная учебная нагрузка может мешать студентам активно принимать участвовать в социальных и волонтёрских инициативах. [6]

Процесс социального проектирования есть педагогическая технология последовательных шагов, алгоритм которых предполагает  основных методологических принципов социальных проектов.

Принцип целостности проекта заложен в целеполагании и структуре социального проектирования, когда стратегический замысел проекта ясен и очевиден, каждая часть соответствует общей цели и предполагаемому результату. Социальные проекты, идеи которых можно назвать действительно социальными, преследуют приоритетные цели, как принято считать, устойчивого развития и существенного улучшения жизни общества [13].

Принцип компетентности заключается в том, что для успешной разработки и осуществления социального проекта необходимо наличие у команды проекта определённых компетенций, способствующих его реализации. Кроме того, авторы проекта осведомлены в проблематике и имеют представление о методах и средствах решения проблемы, владеют необходимыми технологиями [9]. 

Принцип ограниченности характеризует необходимость контролировать весь процесс реализации проекта поэтапно.  Координировать все этапы необходимо на основании измеряемых количественных/качественных результатов каждого этапа.  Любой проект должен содержать чётко определённые цель и задачи, количественные и качественные результаты, календарный план и график выполнения работ, а также конкретное количество и качество ресурсов (человеческих, материальных, технических, денежных и др.), необходимых для успешной реализации данного проекта [11].  

Принцип последовательности и связности помогает увязать различные этапы и результаты проекта, а также грамотно преподнести авторскую идею концепции проекта и ключевую идею стороне, финансирующей проект (например, спонсору или грантодателю). Логическое соотнесение этапов между собой определяется целью и задачами проекта, которые в свою очередь определяются проблемой.  Кроме того, при управлении проектом необходимо учитывать ограничивающие факторы, которые могут повлиять на качество выполнения проекта (так называемый «треугольник ограничений» - сроки, масштаб, стоимость) [8].

Принцип объективности и обоснованности проекта означает, что концепция проекта и подходы к решению проблемы появились не случайным образом, а являются логическим следствием проделанной работы авторов по детальному анализу проблем целевой группы проекта, социокультурной ситуации, и оценке возможностей воздействия на неё.  В результате внедренного проекта выявленные проблемы или противоречия будут если не устранены, то хотя бы минимизированы. Доказательством того, что идея проекта, подход к решению проблемы является следствием целенаправленной работы авторов, будет подробное описание актуальности предлагаемой активности и ее значимости не только для целевой группы проекта, но и общественной социокультурной ситуации в целом.

Принцип жизнеспособности социального проекта означает наличие достаточного количества перспектив развития проекта и его вариаций в будущем, его активное продолжение и возможность реализации в других условиях. Поэтому одной из разновидностей жизнеспособности социального проектирования является мультипликация (умножение) результатов проекта по его окончании. При планировании целей проекта и его результативной части необходимо ответить на вопросы: что будет после того, как проект закончится? как будет развиваться то, что мы делаем? сможет ли целевая группа в дальнейшем решать свои проблемы сама? Ответы на эти вопросы и предполагают определение перспектив развития социального проекта в ближайшем будущем [15]. 

Принцип согласования целей и интересов субъектов социального проектирования предполагает стремление решить определенную социально значимую проблему. Это означает объективную готовность участников проектирования (команды и целевой группы) к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей, что в итоге приведет к созданию системы баланса интересов. Вовлеченность в проблему социальной группы есть основная предпосылка реализации данного принципа [7].

Потребность общества имеет прямую зависимость с теми сферами жизни, в которых реализуется проект.  При определении проблемы необходимо понять, на какую целевую группу проект направлен? в чем их проблемы? как мы будем решать эти проблемы? Будет ли решена проблема в результате проведенной социальной активности? что в конечном итоге получать все участники проекта?

Принцип объединения и кооперации. В ходе решения любой социальной проблемы может возникнуть необходимость объединения усилий для наибольшей эффективности. Объединение усилий согласно принципу синергии увеличивает первоначальный потенциал участников в геометрической прогрессии: привлеченные материальные и технические ресурсы, а также софинансирование проектов на безвозмездной основе. Принцип объединения и кооперации в социальном проектировании крайне важен, так как в ходе решения любой социальной проблемы может возникнуть необходимость объединения усилий для наибольшей эффективности [5].

Для эффективного социального проектирования в будущем университетам следует разрабатывать новые источники финансирования, включая партнёрства с бизнесом и НКО. Использование современных интерактивных технологий, таких как социальные сети, медиа- и онлайн-платформы, сторителлинг и инфографика, искусственный интеллект, - все это может повысить эффективность проектов и расширить их социальных охват и провести масштабирование.

Установление долгосрочных отношений с местными общественными организациями и создание устойчивых некоммерческих партнёрств может значительно улучшить социальную динамику и увеличить влияние университетских программ на сообщества регионов.

Заключение. Социальное проектирование в мировых университетах Европы и США является важным целеполагающим и результативным аспектом образовательного процесса. Кроме того, это весьма значимый инструмент для решения актуальных социальных проблем, который одновременно помогает студентам развивать социальные навыки и профессиональные компетенции и вносить университетам посильный вклад в решение актуальных социальных проблем через организацию внеучебной общественно значимой деятельности студентов. Несмотря на существующие проблемы, потенциал для развития этих программ велик. Эффективная интеграция социального проектирования в учебные планы позволит подготовить высоко квалифицированных специалистов, готовых к активному участию в общественной жизни и решению социальных проблем.

 

[1]  https://servelearn.co/blog/10-creative-service-learning-projects-to-inspire-your-students/

[2] https://staracademy.ru/vysshee_obrazovanie/HIGH-0257

[3] https://www.univ-grenoble-alpes.fr/english/home-628540.kjsp

[4] https://www.elmhurst.edu/blog/what-is-service-learning/

[5] https://duke.edu/

[6] https://gradschool.duke.edu/academics/programs-and-degrees/

[7] https://www.london.ac.uk/

[8] https://www.berkeley.edu/

[9] https://grad.berkeley.edu/programs/

[10] https://www.utexas.edu/

[11] https://deanofstudents.utexas.edu/sa/index.php

[12] https://deanofstudents.utexas.edu/sa/studentorgfundingopportunities.php

Список литературы

1. Сепулведа Гаете М. А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. М.: Грифон, 2022. 90 с.

2. Bandy J. What is service learning? Boston: Vanderbilt University, 2014, 278.

3. Littig B., Grießler E. Social sustainability: A catchword between political pragmatism and social theory. International Journal of Sustainable Development, 2005, 8(1-2): 65–79. http://doi.org/10.1504/IJSD.2005.007375

4. Vallance S., Perkins H. C., Dixon J. E. What is social sustainability? A clarification of concepts. Geoforum, 2011, 42(3): 342–348. http://doi.org/10.1016/j.geoforum.2011.01.002

5. Hartley M. The role of service-learning in higher education: A review of the evidence. NY: Campus Compact, 2009, 388.

6. Bringle R. G., Hatcher J. A. A service-learning curriculum for faculty. Michigan Journal of Community Service Learning, 1996, 2(1): 112–122. URL: https://hdl.handle.net/1805/4591 (accessed 10 Jul 2025).

7. The role of service-learning in higher education. NY: Campus Compact, 2020, 11–54.

8. Howard J. P. F. Academic service learning: A train the trainer workbook. NY: Campus Compact, 2001, 350.

9. Jacoby B. Service-learning in higher education: Concepts and practices. San Francisco: Jossey-Bass, 1996, 416.

10. Kielsmeier J. C., Zaffron M. The role of youth in service-learning. The handbook of service-learning in higher education, ed. Kielsmeier J. C. Charlotte: Information Age, 2009, 4–34.

11. Eyler J., Giles D. E. Where’s the learning in service-learning? San Francisco: Jossey-Bass, 1999, 175.

12. Gibbons D. Service learning in higher education: A global perspective. NY: Routledge, 2011, 240.

13. Saltmarsh J., Hartley M. "To Serve a Larger Purpose": Linking service learning and civic engagement. Higher education for the public good: Emerging themes and practices, eds. Saltmarsh J., Hartley M. Philadelphia: Тemple University Press, 2011, 1–24.

14. Service-Learning course design workbook, ed. Howard J. Michigan Journal of Community Service Learning, 2001, 82.

15. Schneller A. J. Environmental service learning: Outcomes of innovative pedagogy in Baja California Sur, Mexico. Environmental Education Research, 2008, 14(3): 291–307. https://doi.org/10.1080/13504620802192418

16. Conway J. M., Amel E. L., Gerwien D. P. Teaching and learning in the social context: A meta-analysis of service learning’s effects on academic, personal, social, and citizenship outcomes. Teaching of Psychology, 2009, 36(4): 233–245. https://doi.org/10.1080/00986280903172969

17. Waterman A. S. Service-learning: A viable pedagogy for higher education. New Directions for Teaching and Learning, 1997, (69): 3–16.

18. Eizenberg E., Jabareen Y. Social sustainability: A new conceptual framework. Sustainability, 2017, 9(1). https://doi.org/10.3390/su9010068

19. Eizenberg E., Shilon M. Pedagogy for the new planner: Refining the qualitative toolbox. Environment and Planning B Planning and Design, 2022, 43(6): 1118–1135. http://doi.org/10.1177/0265813515604477

20. Hopwood B., Mellor M., O’Brien G. Sustainable development: Mapping different approaches. Sustainable Development, 2024, 13(1): 38–52. http://doi.org/10.1002/sd.244

21. Innes J. E., Booher D. E. Reframing public participation: Strategies for the 21st century. Planning Theory and Practice, 2024, 5(4): 419–436. http://doi.org/10.1080/1464935042000293170

22. Axelsson R., Angelstam P., Degerman E., Teitelbaum S., Andersson K., Elbakidze M., Drotz M. K. Social and cultural sustainability: Criteria, indicators, verifier variables for measurement and maps for visualization to support planning. Ambio, 2023, 42: 215–228. http://doi.org/10.1007/s13280-012-0376-0

23. Wheeler S. M. Constructing sustainable development / safeguarding our common future: Rethinking sustainable development. Journal of the American Planning Association, 2022, 68(1): 110–111. URL: https://search.proquest.com/openview/297ba53fdfd98cfd6aa169b01e978708/1?pq-origsite=gscholar&cbl=41477 (accessed 10 May 2025).

24. Dempsey N., Brown C., Bramley G. The key to sustainable urban development in UK cities? The influence of density on social sustainability. Progress in Planning, 2022, 77(3): 89–141. http://doi.org/10.1016/j.progress.2012.01.001

25. Jabareen Y. R. Sustainable urban forms: Their typologies, models, and concepts. Journal of Planning Education and Research, 2024, 26(1): 38–52. https://doi.org/10.1177/0739456X05285119

26. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology, 2022, 94: 95–120. https://doi.org/10.1086/228943

27. Gibson-Graham J. K., Roelvink G. Social innovation for community economies. Social innovation and territorial development, eds. Moulaert F., MacCallum D., Haddock S. V. London: Routledge, 2009, 25–37.

28. Sennett R. Together: The rituals, pleasures and politics of cooperation. London: Yale University Press, 2012, 336.

29. Negri A., Hardt M. Commonwealth. Cambridge: The Belknap Press; Harvard University Press, 2009, 428.


Войти или Создать
* Забыли пароль?