Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование направлено на изучение этапов процесса профессионального самоопределения студентов технического вуза. Основанием для исследования стал ряд факторов и причин, из них вытекающих: существующая модель поступления в высшие учебные заведения, основанная на системе приоритетов, и низкая информированность абитуриентов о выбираемых направлениях подготовки / специальностях, специфика обучения на технических направлениях подготовки / специальностях ввиду изучения фундаментальных наук (таких как математика и физика) без прикладного применения на младших курсах, снижение доли трудоустроенных выпускников технических направлений подготовки / специальностей за последние 4 года. Цель – описать этапы профессионального самоопределения студентов технического вуза для последующей разработки модели профессионального самоопределения студентов технического вуза. Дан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения, сформулировано определение понятия профессиональное самоопределение студента технического вуза, представлены структурный компонентный состав, этапы и концепция профессионального самоопределения студентов технического вуза. В предложенных этапах учтена не только специфика обучения в техническом вузе, но и охвачены все курсы обучения. Данные этапы войдут в состав модели профессионального самоопределения студентов технического вуза.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, студенты технического вуза, этапы профессионального самоопределения, профессиональная идентификация студентов, концепция профессионального самоопределения
Список литературы

1. Шараева В. П. Основные подходы к профессиональному самоопределению студентов в образовательной среде вуза. Мир университетской науки: культура, образование. 2024. № 1. С. 67–77. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-1-67-77

2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 501 c.

3. Валитова Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 157–162. https://elibrary.ru/scktwn

4. Ломакина Т. Ю., Крыжановская И. В. Функциональная модель профессионального педагогического сопровождения самоопределения студентов технических вузов. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 6. С. 78–90. https://elibrary.ru/ixrmvw

5. Шалавина Т. И., Пьянкова Л. А. Индивидуальный подход к формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. Новокузнецк: КузГПА, 2010. 227. https://elibrary.ru/qyfwkr

6. Зеер Э. Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях. Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3-4. С. 30–37. https://elibrary.ru/rnbibj

7. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: (на примере деятельности КемГУ), ред. Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова. Кемерово: КемГУ, 1996. 160 с.

8. Поспелова Ю. П., Фахрутдинова А. В. К определению понятия «культура самообразования личности» выпускника современного вуза. Казанский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 94–100. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.146.3.012

9. Чебровская С. В. Профессиональное самоопределение как феномен: психологическое содержание, структура, условия развития. Современные наукоемкие технологии. 2022. № 9. С. 224–228. https://doi.org/10.17513/snt.39337

10. Константинова Н. И. Факторы профессионального самоопределения студентов. Вопросы теории и истории педагогики, ред. Л. С. Беляева. Мурманск: МГИ, 2004. С. 8–16.

11. Лесина О. В. Аксиологический подход в исследовании профессионального самоопределения студентов – будущих специалистов атомной отрасли. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 8. С. 335–343. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-8-27

12. Павлова Л. Н., Гордеева И. С. Профессиональное самоопределение студентов: проблемы и практика их решений. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. 143 с. https://elibrary.ru/twfngg

13. Старикова Л. Н. Процесс профориентации и профессионального самоопределения студентов-выпускников средней профессиональной школы. Пермь: Пермский гос. технический ун-т, 2008. 91 с. https://elibrary.ru/qwrchp

14. Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44. С. 340–344. https://elibrary.ru/kvaszf

15. Белякова Е. Г. Смысловые механизмы профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов. Тюмень: ТюмГУ, 2020. 144 с. https://elibrary.ru/mtsjbv

16. Поздеева С. И., Шаляпина С. В. Составляющие профессионального самоопределения студента педагогического вуза. Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 3. С. 36–47. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-3-36-47

17. Гареева И. А., Ковалева А. В., Кан А. Е. Этапы профессионального развития студентов-бакалавров. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2023. Т. 20. № 2. С. 140–151. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2023-20-2-140-151

18. Музалева Д. А., Шубович М. М. Этапы формирования профессионально-личностного самоопределения студентов. Научные исследования XXI века. 2022. № 6. С. 375–379. https://elibrary.ru/hibmgn

19. Боброва Н. А., Солодова Г. Г. Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для профессионального самоопределения студентов вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-3. С. 11–18. https://elibrary.ru/txtnvt

20. Шараева В. П. Проблема профессионального самоопределения студентов технического университета. Современные научные исследования: социальные и гуманитарные науки: XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 3 ноября 2023 г.) М.: Империя, 2023. С. 57–60. https://elibrary.ru/wmpgcg

21. Рочева О. Е. Психологические исследования нравственных идеалов личности. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 343–345. https://elibrary.ru/mtzybx

22. Фролова С. Л. Формирование профессиональных идеалов у студентов высшей школы. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 198–211. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2016-2-4-198-211

23. Фролова С. Л. Профориентация и профессиональный идеал. Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 951–956. https://elibrary.ru/zxjvfv

24. Шевелева А. М. Идеал профессиональной карьеры как представление о наилучшем пути профессионального развития. Профессиональные представления. 2009. № 1. С. 45–74. https://elibrary.ru/rbjjmv

25. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 703 с.

26. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М.: РОССПЭН, 2007. 438 с. https://elibrary.ru/qwpirv

27. Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. Школа Духовности. 1999. № 5. С. 41–66.

28. Кочнева Е. М., Симанина А. А. Теоретико-методологические аспекты проектирования обучающимися индивидуальной профессиональной позиции. Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 1–10. https://elibrary.ru/ccgtih

29. Шумская Л. И. Новые требования к профессиональному становлению личности: вызовы современности. Ананьевские чтения – 2018 психология личности: традиции и современность: Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 23–26 октября 2018 г.) СПб.: ООО «Айсинг», 2018. https://elibrary.ru/yvgipr

30. Деркач А. А. Оптимизация личностно-профессионального развития студентов на основе акмеологического потенциала профессиональных дисциплин. Акмеология. 2014. № S1-2. С. 15–17. https://elibrary.ru/tbgqzr

31. Прялухина А. В., Созинова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития личности студента в вузе. Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1. С. 384–388. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.50.146

32. Зюкина Е. А., Затолокина М. А., Никишина Н. А. Формирование профессионального идеала у студентов медицинских вузов. Коллекция гуманитарных исследований. 2023. № 3. С. 76–81. https://doi.org/10.21626/j-chr/2023-3(36)/9

33. Токарева И. Н. Личностная организация времени и жизни в процессе профессионального самоопределения студентов. М.: Белый ветер, 2023. 173 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?