Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Описаны теоретические подходы к определению сущностных характеристик связной речи как высшей психической функции в психолого-педагогической литературе. Представлены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предметом являются средства проектной деятельности, способствующие позитивным трансформациям параметров связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Цель – теоретически исследовать и экспериментально обосновать эффективность средств проектной деятельности, обеспечивающих развитие параметров связной речи детей старшего дошкольного возраста. Определены и описаны качественные характеристики связной речи старших дошкольников, особенности ее развития, проявляющиеся в наличии вариативности уровней сформированности умений составлять простые и сложные предложения, пересказывать и составлять тексты. Представлены различные технологии работы по формированию связной речи, в том числе использование проектной деятельности в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Экспериментально подтверждена возможность позитивного воздействия на процесс формирования умений связно излагать свои мысли у старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Ключевые слова:
ребенок старшего дошкольного возраста, особенности развития связной речи, критерии сформированности, повествовательный рассказ, описательный рассказ, технологии формирования связной речи, элементы проектной деятельности
Список литературы

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология. М.: Книга по требованию, 2013. 432 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

3. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 223 с.

4. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1999. С. 358-369.

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психологии, 2001. 256 с.

6. Бородич А. М. Методика развития речи детей; 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. 255 с.

7. Андреева Е. В., Архипова С. Н. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 28-31.

8. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 428 с.

9. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Книга по требованию, 2012. 320 с.

10. Леонтьев А. Н., Зимняя И. А., Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.

11. Винокур Т. Г. Монолог // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: БРЭ, 1997. С. 240-241.

12. Гришина К. А. Особенности формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста // Символ науки. 2019. № 10. С. 81-83.

13. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 240 с.

14. Шадрина Л. Г., Судакова Е. Н. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 220-228.

15. Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 115 с.

16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2014. 287 с.

17. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ, 2013. 313 с.

18. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринго, 1995. 235 с.

19. Дудко Я. О. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2017 г.) СПб., 2017. С. 32-36.

20. Симкин М. Л., Гелихова К. О. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 333-340. DOI:https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-333-340

21. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 4. С. 138-166.

22. Щербинина Е. А., Зиновьева Г. В. Методика работы по формированию связной речи дошкольников // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 27-30.

23. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием; 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 166 с.

24. Насырова Л. А. Обучение старших дошкольников художественному описанию природы // Инновационная наука. 2019. № 9. С. 72-75.

25. Чернобровкин В. А., Пустовойтова О. В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 261-265.

26. Нарыкова Г. В. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: «Познание». 2016. № 3. С. 46-47.

27. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4. С. 99-101.

28. Киселева Л. С., Лагода Т. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2013. 96 с.

29. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. 1990. № 4. С. 40-47.


Войти или Создать
* Забыли пароль?