Кемеровский государственный университет (кафедра акмеологии и психологии развития, профессор)
с 01.01.2003 по 01.01.2025
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
УДК 159.952 Внимание
УДК 159.922.7 Детская психология
В статье рассматривается вопрос о средствах развития произвольного внимания у нормотипичных детей дошкольного возраста. Цель – экспериментально проверить возможности развития произвольного внимания у нормотипичных детей дошкольного возраста средствами игр с правилами. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 5–6 лет (M = 5,83; SD = 9,76). Диагностический инструментарий включал в себя методики: «Найди и вычеркни» (модифицированная методика Бурдона «Корректурная проба»); «Кодирование» Пьерона-Рузера; «Найди такую же картинку» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко и «Домик» Н. И. Гуткиной. Средние значения показателей уровня развития концентрации, переключаемости, устойчивости и произвольности внимания у испытуемых – детей детских садов г. Кемерово – располагаются в пределах нормы. Была разработана программа, направленная на развитие произвольного внимания у нормотипичных детей дошкольного возраста средствами игр с правилами и включавшая в себя комплекс упражнений и игр, направленных на развитие таких компонентов внимания, как концентрация, объем, распределение. В результате реализация данной программы с детьми экспериментальной группы позволила отследить положительную динамику в развитии таких параметров внимания детей, как концентрация, переключаемость и произвольность. Сделан вывод о том, что развитие произвольности внимания в дошкольном возрасте является значимым фактором школьной адаптации ребенка в дальнейшем. Целенаправленная работа в этом направлении способствует оптимизации развития внимания.
когнитивные функции, внимание, нормотипичные дети, старший дошкольный возраст, развитие внимания, игры с правилами
1. Кудряшова Ю. А. К проблеме развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Гуманитарные научные исследования. 2022. № 10. https://elibrary.ru/pvomtu
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 704 с.
3. Веракса Н. Е., Гаврилова М. Н., Белолуцкая А. К., Тарасова К. С. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода. Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 115–143. https://doi.org/10.17223/17267080/75/7
4. Бронникова И. П. Научно-теоретические основы формирования произвольного внимания у ребёнка младшего школьного возраста с гипереактивностью средствами игровых упражнений. Флагман науки. 2023. № 3. С. 217–222. https://elibrary.ru/gothmv
5. Соколова С. В., Леханова О. Л. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Вопросы педагогики. 2022. № 12-2. С. 67–69. https://elibrary.ru/vudmhx
6. Буданова Е. И., Тушнова Л. К., Еркин Н. В. Сравнительный анализ особенностей развития произвольного внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 27. С. 22–23. https://elibrary.ru/ziwups
7. Титова А. С. Сравнительная характеристика произвольного внимания нормотипичных детей и детей с расстройствами аутистического спектра. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: XV Всерос. науч.-практ. конф. (Тамбов, 18–19 ноября 2021 г.) Тамбов: Державинский, 2021. С. 487–490. https://elibrary.ru/jrrmod
8. Борисенко Ю. В., Белогай К. Н., Аксенова О. А. Специфика развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 2. С. 125–132. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-2-125-132
9. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2005. 511 с. https://elibrary.ru/qxkqtf
10. Никулина А. А. Методика формирования произвольного внимания у детей 6–7 лет посредством тренинга. Современные проблемы лингводидактики: Всерос. науч.-практ. конф. (Северодвинск, 27 марта 2024 г.) Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. С. 263–266. https://elibrary.ru/cetsfa
11. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 195 с.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2001. 336 с.
13. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение; Владос, 1995. 291 с. https://elibrary.ru/xphglj
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: РГБ, 2017. 228 с.
15. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 216 с.
16. Кочергина В. Н. Психолого-педагогическая работа по развитию свойств внимания старших до школьников. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 23 октября 2017 г.) Казань: Аэтерна, 2017. Ч. 1. С. 137–140. https://elibrary.ru/xbexfq
17. Черемошкина Л. В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. М.: Юрайт, 2024. 277 с.
18. Кравцова О. Е., Жирнова М. А. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста. Молодой ученый. 2018. № 13-1. С. 30–33. https://elibrary.ru/ywntdq
19. Корнеев А. А., Букинич А. М., Матвеева Е. Ю., Ахутина Т. В. Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6–9 лет: конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 1. С. 29–52. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.02
20. Белисова А. А., Васерман С. В., Кронштатова Е. А., Мишенева Л. Н., Николаева Н. И., Богомолова Г. И. Понятие межличностных отношений и их развитие. Теория и практика современной науки. 2018. № 4. С. 610–615. https://elibrary.ru/xscnsx
21. Hays M. J., Kustes S. R., Bjork E. L. Metacognitive management of attention in online learning. Journal of Intelligence, 2024, 12(4). https://doi.org/10.3390/jintelligence12040046
22. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2024. 457 с.
23. Lemos G. C., Guisande M. A., Almeida L. S. Cognitive abilities and school achievement: Addressing challenges across adolescence. Journal of Intelligence, 2025, 13(2). https://doi.org/10.3390/jintelligence13020021
24. Scott J., Jay T., Spray C. M. The role of fundamental movement skills and spatial abilities in the relationship between physical activity and mathematics achievement in primary school children. Journal of Intelligence, 2024, 12(2). https://doi.org/10.3390/jintelligence12020022
25. Yang M. Adolescence: A crucial period of development impacting intellect, personality, and social skills. Interdisciplinary Humanities and Communication Studies, 2024, 1(1): 1–3. https://doi.org/10.61173/w4myjk61
26. Okur M., Aksoy V. The effect of a working memory intervention package on the working memory performance of primary school students with specific learning disabilities. Journal of Intelligence, 2025, 13(2). https://doi.org/10.3390/jintelligence13020016



