Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению явления со-бытийности как потенциальной основы корпоративного образования в современных условиях. Корпоративное образование как система действует в области интересов корпорации с обучающимися людьми взрослого возраста, разного профессионального уровня и уровня проявления активности к развитию в профессиональной деятельности. При этом в условиях корпоративного образования необходимо учитывать особенность взрослого обучающегося активно и самостоятельно принимать решение о пользе того или иного обучения и о способности выстраивать образовательную траекторию и регулировать собственную активность в образовательном процессе. По указанной выше причине, являющейся совокупностью особенностей взрослого обучающегося, директивные методы работы со взрослыми обучающимися либо слабо стимулируют активность в обучении, либо не способны на это вовсе. Соответственно, можно представить ситуацию, когда самые необходимые и полезные образовательные продукты не востребованы взрослыми обучающимися, либо обучение проходит формально, без активности самого обучающегося. Обе ситуации в силу динамики и ориентации корпоративного образования на практические результаты в профессиональной деятельности взрослых обучающихся ставят образовательный процесс на грань срыва. Цель – рассмотреть структуру явления со-бытийность в прикладном понимании к современным реалиям корпоративного образования. Корпоративное образование, в котором учтены особенности обучения во взрослом возрасте с различным уровнем профессиональных компетенций у обучающихся, предлагается осуществлять с использованием критического и прикладного осмысления явления и структуры со-бытийности. Рассмотрена структура явления со-бытийность в контексте корпоративного образования, проанализирован опыт зарубежных исследователей (М. П. Фоллетт, П. Херси и К. Бланшар) в менеджменте, в том числе с трудовыми коллективами корпораций. Проведен опрос коллектива сферы торговли (n = 153) с целью проверки прикладного понимания со-бытийности в корпоративном образовании. В результате разработан пример прикладного уточнения структуры со-бытийности в корпоративном образовании.

Ключевые слова:
система корпоративного образования, явление со-бытийности, структура со-бытийности, взрослый обучающийся, активность обучающегося
Список литературы

1. Певзнер М. Н., Грауманн О., Петряков П. А. Корпоративная педагогика. Великий Новгород: НовГУ, 2010. 457 с. https://elibrary.ru/qolxhd

2. Кузнецов В. В. Корпоративное образование. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 227 с.

3. Масалимова А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей. Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 1–10. https://elibrary.ru/paafsl

4. Кларин М. В. Корпоративное образование и обучение в организациях: цели и особенности. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 1. С. 6–16. https://elibrary.ru/ynluog

5. Федосеева З. А., Сташкевич И. Р. Траектории развития квалификации педагогических работников среднего профессионального образования. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 4. С. 61–69. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-4-61-69

6. Knowles M. S., Holton E. F., Swanson R. A. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development. London: Elsevier, 2005, 378.

7. Ноулз М. Ш. От педагогики к андрагогике. М., 1980. 248 с.

8. Кукуев А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых. Ростов н/Д: Булат, 2008. 175 с. https://elibrary.ru/qxewhr

9. Малыгин Д. В. Трансформация педагогических условий в факторы развития инициативы в трудовом коллективе. Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1. С. 1–8. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-8

10. Малыгин Д. В. Профессиональная инициативность обучающихся в условиях внутрикорпоративного обучения. Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4. С. 398–402. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.65.822

11. Thomson K. The employee revolution: Rise of corporate internal marketing. London: Hardcover Financial Times Prentice Hall, 1990, 256.

12. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Job Demands, Job Resources and their Relationship with burnout and engagement: A multi-sample study. Journal of Organizational Behavior, 2004, (25): 293–315. https://doi.org/10.1002/job.248

13. Чеглакова Л. М., Кабалина В. И. Вовлеченность персонала: теоретические подходы, эмпирические результаты. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1. С. 121–128. https://elibrary.ru/vyurpr

14. Hersey P., Blanchard K. H. Life cycle theory of leadership. Training and Development Journal, 1969, 23(5): 26–34.

15. Бланшар К. Лидерство к вершинам успеха: путь к созданию высокоэффективных организаций. СПб.: Питер, 2008. 368 с. https://elibrary.ru/qohlqp

16. Игнатьева Г. А, Малыгин Д. В. Проектирование корпоративного обучения с использованием модели П. Херси – К. Бланшара. In: Бобошко Д. Ю., Васильева А. С., Давыдовский А. Г., Игнатьева Г. А., Кузнецова М. Н., Латухина А. С., Малыгин Д. В., Мишина Т. В., Пищова А. В., Портнова И. В., Портнова Т. В., Ришко Ю. И., Сапожникова Е. С., Толстова О. С., Трейстарь Д. М. Современные направления развития педагогики и образования: вызовы и тенденции XXI века. Самара: ПНК, 2024. С. 141–156.

17. Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В. Сущность и виды человеческого капитала в инновационной экономике. In: Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. М.-Орел: Машиностроение-1, 2005. С. 95–125. https://elibrary.ru/utumpi

18. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков, ред. А. Г. Худокормов М.: Мысль, 2005. Т. III. 896 с. https://elibrary.ru/qqjlmf

19. Человеческий капитал и образование, ред. В. Н. Черковец, Е. Н. Жильцов, Р. Т. Зяблюк. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2009. 324 с.

20. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: Инфра-М, 2002. 327 с.

21. Фут М., Хоук К. Введение в HR-Management. М.: Дело и Сервис, 2005. 491 с. https://elibrary.ru/qoepxr

22. Кристенсен Р. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта: от великой идеи к деловой практике, пер. c англ. А. Столярова. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 267 с. https://elibrary.ru/quvxep

23. Russ S. J. Mary Parker Follett – prophet of management: Collected papers from the 1920s. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1995, 309. (In Russ.) https://doi.org/10.2307/3117244

24. Чистякова К. А., Овчинников С. А. История научного менеджмента в США: Хоторнские эксперименты. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 10. С. 60–75. https://elibrary.ru/pesrzz

25. Follett M. P. Creative experience. NY: Longmans, Green and co., 1924, 303.

26. Бланшар К., Карлос Дж. П., Рэндолф А. Три ключа к созданию новой структуры управления. М.: Попурри, 2015. 304 c.

27. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования. Новые ценности образования. 2010. Т. 43. № 1. С. 4–13. https://elibrary.ru/mbdbyx

28. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Мольков А. С. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования. Образование и наука. 2016. № 5. С. 139–157. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-139-157

29. Слободчиков В. И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии. Проблемы логики организации рефлексивных процессов: науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2–4 декабря 1986 г.) Новосибирск: НГУ, 1986. С. 12–14.

30. Давыдов В. В. О двух основных путях развития мышления школьников. IV Всесоюзный съезд Общества психологов СССР: конф. (Тбилиси, 8–12 июня 1971 г.) Тбилиси, 1971. С. 686–687.

31. Шаров А. С. Проблема рефлексии в отечественной психологии. In: Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: ОмГПУ, 2000. С. 251–259.

32. Шигабетдинова Г. М. Феномен рефлексии: границы понятия. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2-1. С. 415–422. https://elibrary.ru/sibwqt

33. Малыгин Д. В. Образовательный заказ как мотив формирования профессиональной инициативности специалистов в условиях корпоративного образования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30. № 4. С. 148–155. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-148-155

34. Мухина Т. Г. Педагогические условия развития инициативности сотрудников трудового коллектива в условиях внутрикорпоративной подготовки. In: Мухина Т. Г., Малыгин Д. В. Развитие инициативности у членов трудового коллектива в условиях внутрикорпоративной подготовки. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2023. С. 61–72. https://elibrary.ru/mbyrxf

35. Кузнецова Н. В. Хороший лидер не имеет подчиненных (Мэри Паркер Фоллетт – теоретик менеджмента). Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. URL: https://www.mevriz.ru/articles/2003/6/3102.html (дата обращения: 10.04.2025).

36. Малыгин Д. В. Практика исследования совместных действий менеджмента и сотрудников предприятия и их влияние на инициативу в трудовом коллективе. Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: XIII Всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 24 апреля 2018 г.) Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. С. 80–83. https://elibrary.ru/xuuwkl


Войти или Создать
* Забыли пароль?